Сибирские огни № 008 - 1990
но бы служебный вопрос прорабатывал, словно бы варианты просчи тывал. Выискивал в книжках, где о смерти, о стариках, о тщете зем ного, даже Библию полистал, впрочем испуганно, второпях, в чужом доме, с чувством, отдаленно напомнившим то, давнее, в уборной пио нерлагеря, дырочку на половину девчачью, издание американское, по дальше лучше держаться от таких изданий. Единственное ухватил, имена там еврейские, и люди действуют —евреи, и что-то про овец еще, то ли продают, то ли едят, то ли воруют, не уловил, но явно про овец, еще Бог фигурирует, но про Бога он точно ничего не успел, ув лекшись овцами... Ладно, перебьемся без Библии, неприятности ни к чему, пока он на этом, а не на том еще свете, никто, похоже, про тот свет не знает ничего, даже если он есть, никто, как всегда, не в курсе. Зато про этот свет каждый знает с избытком, но это знание Аркадию Петровичу неинтересно, тут он и сам профессор. И все-таки набеги его на тему смерти, поползновения закалить свою душу знанием о небытии возымели какой-то итог: приучил се бя хотя бы не пугаться самого круга мыслей, приучил себя к интона ции смиренья и мудрости, что уже было достиженье практическое. Словно бы отложил, в папочку завязал с пометой —вопрос на кон троле — отложил, завязал, доставая время от времени, прорабатывая неспешно. Он начал с чужих, представляя предельно честно, наглядно, как и что будет он думать и чувствовать, если помрет вдруг этот товарищ, дай бог ему здоровья, или вот этот, вдруг, среди бела дня, без причин, без мук, без болезней. Он словно изымал всемогущей рукой какого- нибудь человека из времени и пространства, из жизни, из своей жиз ни, чтоб не мучиться лишний раз чужой мукой, и ничего, ничего, тош но, конечно, но полость его жизни, посаднив, поболев, словно зуба ли шившись, постепенно свыкалась, жуя, кусая по-другому, но с тем же итогом. Потом хоронил родню, все новую и новую вспоминая родню, чтоб отодвинуть прощанье с отцом и матерью, но случилась и эта неизбежность, вплотную поставила перед категорическим выбором, кого хоронить сначала, жену или детей, содрогнулась душа, взмоли лась, заплакала, все-таки любил он Полину, но жизнь есть жизнь, и лежала она в гробу, словно ангел небесный, словно лилия, ушли за ма мой и бедные сироты, кровиночки его, аки агнцы на заклание... А свой черед Аркадий Петрович пропустил, не по малодушию, а по при чине очевидной глупости, даже извращенности подобных мечтаний, его и оплакивать было бы некому, месткому только лишние траты. Главное состоялось, убедился, с каждой новой смертью он все бо лее оставался жив, что могло быть гарантией того, что и его смерть сохранит жизнь оставшуюся, о чем и думать не хотелось ввиду оче видной несправедливости. Всем назло решил он жить долго, так дол го, чтоб помереть потом стало легче, чем жить, тем и утешен был. Все обычно, все как у всех, он давно прожевал эту жвачку, стыдно вновь ужасаться тому, чему так сладко было ужаснуться впервые. Ах, да ведь слова все это, слова, а ведь если без слов и без мыс лей, если без формул, догадок, прозрений —человек боится всегда, это нормально, естественно, на то оно и живое, чтоб неживого боять ся. Однако страшней страха —смерть при жизни, все в том же цве тущем возрасте, смерть наяву, оцепененье, причин которому нет, ис хода которому нет, любое слово и дело уходят в тебя, как в песок, следа не оставляя, фокус весь в том, вроде не замечаешь, что тебя уже нет, что трава проросла сквозь ребра, в черепе норка мышиная... Ты об нимаешь жену, потеешь, говоришь по телефону, ну ладушки, на том и порешили, ты сбриваешь, припухший со сна, щетину, вроде бы нев значай напрягая перед зеркалом бицепс, ого-го еще, ого-го, твердо пожимаешь руку, от которой все зависит, но самоуважение дороже, твердо, спокойно пожимаешь руку, тут же и чертыхнувшись на ду рацкое самоуважение... С удивлением смотришь на вещи сыновей, на книги, одежду, на пленки, картинки с машинами, спортсменами, ар-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2