Сибирские огни № 007 - 1990
нашли, им травка понадобится. Весна на носу — самое цинготное время. А еще — изба! А рядом зверь носорукий — стран ный. Вспомнил вдруг Григория Тимофеевича. В той «Азбуке» тоже был вирш. Как его?.. А-а-э!.. «Ленивые же за праздность биют- ся...»., СТАРИННОЕ Ю КАГИРСКОЕ ПРЕДАНИЕ О П РИ ХОДЕ РУССКИХ В СЕНДУХУ ( ТУНДРУ ) Юкагиры, были, с каменными топорами были, с костяными стрелами были, с ножа ми из реберной кости были. Лето когда на ступало — они с челноками были. Так жи ли. Так, когда жили, зима пришла. Та зима кончилась, снег кончился, лето настало — плыть собрались. Плоты дела ли, челноки делали. Шамана покойного ко сти имели, те кости, взявши, качали, сало в огне жгли. Качая, сказали: «Нашего по койного шамана кости, на нас зрите — плыть хотим. К х у д у придем, к д об ру при дем? — на нас зрите!» Покачав, у очага кости положили. Пого дя немного начали поднимать, не оторвут от земли. Старики сказали: «Эти нашего шамана кости что предвещают — страсть!»- В дороге, когда плыли, плоты разбило, до берега с трудом добрались. Урасы по ставили. «Нашего покойного шамана кости, они что предвещают?» Шаман шаманил, сказал: «Вы поплыве те, новый народ встретите. Против того народа ничего острого не направляйте. Кон ца ему не будет, так этого народа много». «Каким нравом, какой наружностью на род будет?» Шаман сказал: «У рта с волосами народ будет, в черной одежде одет будет». Один старик с сыном на промысел уш ли. Д ол го шли. Д ом стоит, до самой вер хушки из бревен сделан. К тому дом у под крались, близко от него спрятались. Лежат, смотрят. Один человек, когда смотрели, вышел. Вышед, по нужде стоит, бородатый стоит, у рта с волосами стоит. К огда он стоял, сын говорит: «Я выстрелю». Отец его унимал, унял. Упомянутый человек уш ел в дом, другой вышел. Сын говорит: «Я выстрелю». Отец его унимал, не унял. Сын выстрелил, в ляжку русского попал, тот забился, раненый. И з дом у много лю дей вышло. Того человека начали вместе смотреть, стрелу у него нашли — в ляжку вонзившись, стоит. «Откуда пришедшая стрела?» Стали смотреть, отца с сыном нашли. В дом ввели, стали спрашивать: «Какие вы люди есть?» «Мы юкагири». «Много вас?» «Нас много». Вином стали поить, табаку стали давать. Русский сказал: «Завтра все сюда прихо дите». Пошел старик. Д о урасы с пением шел. Товарищи его спросили: «Почему поешь?» «Мои дети, — сказал, — бородатых лю дей нашел, у рта мохнатых нашел. Меня другой водой поили, от нее стал такой». Сказал всем: «Завтра вместе пойдем». Переночевали. Пошли. Русские всех в дом ввели. Вином поили, табак давали к у рить. Всех уронило, повалило вино. «Наша еда, — сказали, — такая вот вкусная. Наша вода, — сказали, — такая вот острая. И вас таковой всегда будем кормить. И вас таковой всегда будем поить. Нам сдадитесь?» «Сдадимся». «Нам ясак будете давать?» «Будем». IV Полярная куропатка тщетно долбила не бо, искала зарю, — солнце не появилось. В пепельных сумерках, при Луне, перессо рились, передрались в ветках старой он- души черно-белые пуночки, делили что-то свое. Продрог, обходя избу, Ларька Тро фимов. Останавливаясь, завистливо прислу шивался к несущемуся из избы храпу. Ди вился: кто-то из казаков вдруг вскакивал со сна, сонный, не просыпаясь, бежал во двор, так и возвращался с закрытыми глазами. Ларька изумленно зевал, грелся, прислонясь к теплому, жавшемуся к крыль цу быку. Глухо. Долгий сон изломал тело. То ли ветер стонет, то ли человек, во тьме непонятно. А вот путь за спиной ве лик — не пропали в горах, не замерзли в льдяных ущельях. Если увидим солнце, то здесь. Выкатится на час, потом на все пол дня, высветит сендуху, высветит носоруко го. Ворочался. Сам бы уже встал, ушел в тундру, — нельзя, не пойдут казаки. Они правы. Если зверь создан для этих мест, никуда не денется. Вздыхал. Понять не мог. Тот же Шохин. Знал ведь вора Песка, ходил вместе с ним. А как вернулся? Почему один? Куда поде вались другие воры? Почему дикует Ли- сай, почему не ушел вместе с Шохиным? Почему сын боярский Вторко Катаев в тун дру без Христофора не хотел выходить? А торговый человек Лучко Подзоров? Зачем подымал воров, ссужал тайно, не боялся воеводы да дьяков? Почему Гриш ку Лоскута не отдал Пушкину, дал отси деться на дальней заимке? Ну, Лучко... Сам усмехнулся. Лучко все делает в свое время. Придет такое, отдаст воеводе и Гришку, и еще кого понадобится. Может, уже сейчас указал, с кем Гришка... Ворочался, не понимал — зачем возвра щался Шохин? Почему он пошел провод ником? О чем шептался в острожке Пустом с сыном боярским? «Как? Брат его?..» И недовольное шохин- ское: «Брат!.. Воевода теперь что скажет?» Похоже, про Гришку говорили. Это его брат ходил с Песком, знал Шохина. Тогда воевода при чем?.. Вопрос к вопросу. Ночь бесконечна, солнца нет, отощавшее тело умеет спраши вать, беспокойно прислушивается к любо му шороху. Шохин... Имя как шорох. Не выдержал, поднялся. В избе дух тяжелый, люди ворочаются. Взял ковш, раздраженно продавил лед в деревянной, неведомо как попавшей в сен-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2