Сибирские огни № 007 - 1990
С. К. Рериховские идеи сейчас все сильнее входят как в созна ние широких масс людей, увлеченных проблемами духа, так и в культуру, философию. Николай Константинович и Елена Ивановна все чаще рассматриваются как мыслители. В связи с этим возникает вопрос — является ли философское наследие Н. К. и Е. И. Рерихов особым, автономным явлением русской мысли, о которой Вы столь тепло и проникновенно говорили на пресс-конференции, или же оно органически вырастает из того крыла русской мысли, что можно бы ло бы назвать «восточным»? Ведь мы знаем сегодня, что к Востоку в России тянулась целая плеяда деятелей культуры и мыслителей— Пушкин, Лермонтов, Иоакинф Бичурин, Данилевский, славянофилы, Достоевский, Толстой, Брюсов, Блок, Скрябин, Бунин. В XX веке в эмиграции образовалось целое течение, устремленное к Азии, кото рое так и называлось — евразийцы. С. Н. Р. Да-да, это было интересное течение. С. К. Мало кто знает, что Елена Ивановна в письмах с большим одобрением цитировала одного из важнейших евразийцев Петра Ни колаевича Савицкого, а Юрий Николаевич Рерих переписывался с другим евразийцем-эмигрантом — Вернадским, сыном знаменитого отечественного академика. С. Н. Р. Да, совершенно верно! Они переписывались. С. К. Но все же Рерихам удалось проникнуть на Восток наибо лее глубоко, в самое сердце Азии, в сокровенный и духовный Восток. Так вот, как Вы считаете, Святослав Николаевич, можно ли рассмат ривать рериховское наследие как вершину, кульминацию азийского, восточного направления русской мысли, органически из него вырас тающего? С. Н. Р. Трудно сейчас найти именно то выражение, те форму лы, которые точно определяют место, занимаемое этим движением в русской мысли. Неоспорима роль России, великой страны и наро да. Многие наши соотечественники ставили большие проблемы. Но вые пути и решения часто приходили и еще придут именно со сторо ны русской мысли. И Николай Константинович и Елена Ивановна вышли из этой мысли и очень высоко ценили ее. И то движение мысли и духа, которое они принесли, имеет очень большое значе ние, большие последствия, и оно будет расти и расширяться, потому что оно своевременно. Оно пришло именно тогда, когда многие — и. простые люди, и мыслители — стали понимать, что их окружает не что иное, чем видится на первый взгляд, что есть какая-то невиди мая жизнь, совсем другая, чем кажется. Это так. Мысли этих людей и приближение новой жизни к нашей земной совпали. Но можно ска зать, что таких случайных совпадений не бывает. Все приходит в свое время. Вот наступило время, когда эта другая жизнь должна себя проявить, и мы видим сейчас — со всех сторон пробуждается интерес к этому новому движению мысли. Так? И я уверен, что большие сдвиги еще произойдут в этом направлении. Вы говорили о восточном направлении русской мысли. Вот возьмите Елену Пет ровну Блаватскую, она как раз много сделала в этом направлении. Она дала нам целый ряд замечательных книг, таких, как «Тайная Доктрина», например. Там действительно содержится сущность не только восточных учений, но и положены основы учения жизни вообще. С. К. Журнал «Сибирские огни» с первого номера 1990 года публикует книгу Блаватской «Загадочные племена на «Голубых го рах». С. Н. Р. Да-да. Это очень хорошо и нужно, что сибиряки подни мают из забвения имя великой женщины, великого философа. Я уверен, что в ближайшее время многое будет сделано, чтобы изучить работы Елены Петровны. Она положила начало многим духовным направлениям. Ей было трудно, очень трудно, на ее жизненном пути встретились огромные препятствия, но она сумела победить их и за
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2