Сибирские огни № 007 - 1990

Проблема раскрепощения колониальных народов Востока есть проблема миро­ вой пролетарской революции. Восток и мы, Китай, Индия, Тибет, Монголия, Советская Сибирь, СССР — вот где ши­ рочайшие возможности для творчества сибирского писателя. Сибирский писатель, к сожалению, не отметил роль коммуниста в революции и роль коммунистической партии. В ли­ тературу нашу коммунист не попал. Как-то Владимир Ильич Ленин гово­ рил Горькому после того, как прослу­ шал сонату Бетховена: «— Изумительная, нечеловеческая му­ зыка. Я всегда с гордостью, может быть, наивной, думаю: вот какие чудеса могут делать люди. И, прищурясь, усмехаясь, он приба­ вил невесело: — Но часто слушать музыку не могу, действует на нервы, хочется милые глу­ пости говорить и гладить по головкам людей, которые, живя в грязном аду, могут создавать такую красоту. А се­ годня гладить по головке никого нельзя — руку откусят, и надобно бить по го­ ловкам, бить безжалостно, хотя мы, в идеале, против всякого насилия над людьми. Гм-гм,— должность адски труд­ ная!» Вот такого коммуниста — многогран­ ного, живого,сего «адски трудной долж­ ностью», у нас еще в литературе, то­ варищи, нет. Все попытки в этой облас­ ти пока только первые эскизы, схемы. Они, конечно, законны и нужны, но то­ го, что хотелось бы видеть, пока что нет. Может быть, не истекли еще сроки, но мы констатируем то, что есть. Я не навязываю темы писателям. Я говорю о том, что у нас сделано еще очень немного, а на всем сделанном — печать коллективной равности. У нас есть хор. Этот хор составился за пять лет. Отдельных голосов в этом хоре по­ чти не слышно. Ни один еще писатель за эти пять лет не наложил печати сво­ его яркого дарования на нашу литерату­ ру, не создал своего стиля. У нас есть отдельные яркие фигуры, но погоды они не сделали, к тому же они слишком бы­ стро ушли в центр. Костер «Сибирских огней» поддержи­ вался все это время дружными усилия­ ми всех работавших в нем. Часто в не­ го попадали сырые сучья, сухих щепок было мало. Иногда писатели просто гре­ ли у костра руки, иногда дыму было больше, чем огня. Но важно, что есть огонь, и если не испортится погода и не пойдет дождь, который, как известно, всегда идет сверху и по обстоятельствам независящим, то мы в конце концов бу­ дем иметь костер более яркий, станем бросать в него щепки от тех бревен, из которых мы начали уже строить дом своей литературы. Пора нам от «костро­ вого» периода перейти к «домовому». По­ ра нам прекратить печатание торопли­ вых отрывков, листков из блокнотов, ко­ торыми мы спешили рассказать о себе, потому что мы вырвались из страшно­ го пекла, потому что жизнь каждого из нас похожа на кинороман. Нужно пи­ сать просто и мудро. Мы должны писать с предельной простотой, ясностью и ла­ коничностью. Один из китайских кри­ тиков говорил, что если ты не можешь сказать то, что хочешь, в двенадцати словах, то лучше не говори об этом вов­ се. Но это не значит, что мы должны ог­ раничиться постройкой маленьких дере­ вянных домикоЕ-рассказов. Мы имеем право на постройку многоэтажных (Ин­ дия, Китай, Монголия, Сибирь) камен­ ных небоскребов-романов. Хотя комму­ нальный банк туго отпускает средства на постройку кирпичных зданий, обра­ щая тем самым наш город в сплошной костер, но наше жилтоварищество — Си­ бирский союз писателей — может обой­ тись и без ссуд коммунального банка. Он будет строить свои небоскребы ро­ манов, и строить их достойными и стра­ ны, и эпохи. Пятилетие «Сибирских огней», това­ рищи,— это радостная и теплая тяжесть в руках. Грань этого пятилетия я чувст­ вую под ногами, как стальной трос. Я чувствую, товарищи, что мы все стоим на ней сейчас прочно и тянемся к шка­ ле культурных завоеваний десятого Ок­ тября, тянемся, чтобы на этой огромной шкале сделать скромную, маленькую, но свою зазубринку. (Шумные, продол­ жительные аплодисменты.) ПРИМЕЧАНИЯ 1 Вяткин Георгий Андреевич (1885—1941) - поэт, был тесно связан с журналом «Сибирские ог­ ни», работал некоторое время в редакционном аппарате журнала, печатался в нем с 1922 по 1936 г. 2 Матрешка — действующее лицо единственного опубликованного рассказа М. Басова «Эвакуа­ ция» (Сибирские огни, 1922, № 5). 3 «Толпа» —рассказ, опубликованный в № 1 за 1922 г. * Мысль над которой справедливо иронизирует В. Зазубрин, высказана В. Правдухиным в статье «Сибирские поэты революции» (Сибирские огни, 1922, № 1), подписанной псевдонимом сВ Шанявец.» ' 3 По тому времени это была наиболее полная характеристика творчества М. А. Кравкова 1922^ *9 2 7 Капаваевой «Берега» опубликована в альманахе «Красная новь», М.—Л., 1925, *6 1- 2 т!?хменевАфедор Иванович (1890—1982) - писатель, печатается с 1920 г. (газ. «Красная звезда» в канске), в «Сибирских огнях» опубликованы в 1924 г. рассказ «Миленочек» и повесть «Сам по себе» В 1928 г статья «О литературных «зазубринках» В. Зазубрина». 3 Шугаев Александр Порфирьевич (1893-1972) - писатель, печатается с 1910 ^ ® 9§.иб“рИ ^ 1924 по 1932 гг., печатал в «Сибирских огнях» рассказы, очерки, рецензии, в 1925—1926 гг. в журн. появились рассказ «Золотая голова» и повесть «Судьба Василия Ивановича». 3 Анучина Евгения Николаевна (1907-около 1985) - писатель и драматург, первые рассказы появились в «Сибирских огнях» (1926, № 5—6, 1927, № 2).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2