Сибирские огни № 007 - 1990
кивал; веньгучий смотрел на карту и на товарища Роликова и онемел в улыбке какого-то курносого высокоме рия; тот, что большевиком прозывался, слушал, слушал, вскочил со стула и к карте, и пальцем, пощелкивая по ней: — Когда я в учебной команде состоял, замучили, проклятые, с этими картами. Какие, говорят, там кочки, кусты, леса. А то и земли спрашивали. Это все им покажи. А коснись нашего брата-мужи- ка — не разыщем мы ваших владений... Товарищ Роликов отпрыгнул от кар ты и к бывшему большевику почтитель но: — Дорогой товарищ, вы меня не до слушали. Ах, ведь нельзя же так... Мужик с серьгой поднялся, раскла нялся, разбросил руки, борода во грудь: — За хлеб, за соль, за сахар,— и, взяв кружку, повертывал ее перед глазами. —. А вот в деревне посудины не так. Дрянь. Вито, воровано, крадено. Толь ко... Товарищ Роликов толковал ходокам: — Это вот ваза. А это стакан. А это вот кружка. ...Роликов до ворот провожал мужи ков, и красная борода с глазами, се кущими колени, просила о грани, о столбе, о яме и о старике. Роли ков видел чей-то необъятный размах рук и говорил о медицине и о курсе в международных событиях». Каргополов — писатель начинающий, неустоявшийся, но, бесспорно, талант ливый. Его смелое, может быть, даже дерзкое выступление надо приветство вать. Сегодня здесь много го ворилось о необходимости отражать со временность. Мне кажется, что Карго полов один из первых откликнется на выраженные здесь пожелания и даст современность, смело разрезанную, гу сто присыпанную солью сатиры. Перехожу к заключительной части своего доклада. Я, конечно, сделал, това рищи, очень беглые характеристики сво их собратьев по перу. Я не мог сделать подробного разбора всех наших авторов, т. к. их у нас 25 человек. Мне хочется поставить два вопроса: есть ли Сибирь в нашей литературе и есть ли в нашей литературе то, что я называю «бусинкой» эпохи? (В каждой эпохе есть «бусинка»). Нашел ли наш писатель эту бусинку — ее всепроника ющую коллективность? Сибирь в нашей литературе, товарищи, есть, хотя иногда с елочными украшениями, иногда в заспиртованном виде. «Бусин ка» же еще не найдена. Сибирский пи сатель еще ни разу не ставил в основу угла своих работ революцию, диктатуру пролетариата, как условие уничтожения всякой власти человека над человеком, всякой эксплуатации человека челове ком. Вопросы колоссальных геологичес ких смещений в классовых пластах че ловечества — наш писатель в полном объеме еще не поставил. Для него, по- видимому, важнее или, может быть, ему более по плечу личные драмы, а револю ция — движение масс — для него были только фоном, на котором развертыва лись эти личные драмы. Были попытки отойти от личного, перейти к этим ко лоссальным геологическим смещениям, но эти попытки были более или менее неудачны. Следовательно, пролетарской нашу литературу за эти пять лет наз вать нельзя. Она крестьянская и попут ническая. Сибирский писатель не пока зал основных черт пролетарской рево люции. Сибирский писатель, может быть, и не понял еще, не успел, не сумел по нять, осмыслить пролетарскую револю цию, все ее величие, всю ее мощь. Си бирский писатель иногда путает рево люцию пролетарскую с революцией буржуазной, иногда отдает предпочте ние последней, или дням военного ком мунизма, в которых он видит элементы некоторой романтики, особенного подъе ма. Кое-кто из наших писателей при НЭПе вышел даже из партии. Это, ко нечно, очень показательно. Наш писа тель, видимо, не понял, что «буржуаз ные революции, как, например, револю ции 18 века, быстрее стремятся от успе ха к успеху, их драматические эффек ты импозантнее, люди и события озаре ны как бы бенгальским огнем, экстаз является господствующим настроением каждого дня; но они быстротечны, ско ро достигают своего высшего пункта, и продолжительное настроение похмелья охватывает общество прежде, чем оно успевает трезво усвоить себе результа ты периода бури и натиска. Напротив, пролетарские революции, каковы рево люции 19 века, непрерывно критикуют самих себя, то и дело прерывают свой ход, возвращаются назад и заново на чинают то, что, по-видимому, уже совер шено, с беспощадной суровостью осмеи вают половинчатость, слабость, недо статки своих первых попыток, низвер гают противника как будто бы только для того, чтобы он набрался новых сил и встал перед ними еще более могучим, все снова и снова отступают назад, пу гаясь неопределенной колоссальности своих собственных задач, пока, наконец, не будут созданы условия, исключаю щие возможность всякого отступления, пока сама жизнь не заявит властно: «Hic Rhodus, hic salta!» (К. Маркс, «18-е Брюмера»)15. День сегодняшний — день мелковод ный, день мелких расчетов. Но ошиба ется тот, кто скажет, что это мелководье иссыханья, заноса песком. Нет, это мел ководье временного отлива. Но так ду мают немногие сибирские писатели. Большая часть склонна преувеличивать обмельчание дня, склонна принимать его за обмельчание революции. Сибирский писатель не должен, не мо жет отказаться от постановки проблем пролетарской революции. Могут возра зить, что у нас нет рабочих, без которых нельзя говорить о пролетарской револю ции. Это неверно — рабочие здесь были и есть. Правда, они в ролях красных командиров, в ролях комиссаров, но, по вторяю, они есть. Вопросы мировой революции мы мо жем в своих вещах ставить уже и сей час и в Сибири во весь рост. Для этого нам нужно только вспомнить, что наши ближайшие соседи — Китай и Индия.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2