Сибирские огни № 007 - 1990
крестьянской озлобленностью на него (на город). В его вещах нередки страни цы, насыщенные этой злобой, страницы, стянутые узостью крестьянского круго зора. В городе Каргополов научился мно гому, научился говорить «разные город ские слова» и очень этому последнему обстоятельству обрадовался. Словами он захлебывался, словами играет, кокетни чает. В «Зеленом трясе» партизан, а в «Повести полей» финагент бьют ворон без всякой нужды, бьют потому, что умеют это делать без промаха. Каргопо лов поступает по примеру этих своих ге роев — он засыпает читателя словами потому только, что он их знает. Он за бывает подумать об интересах читателя... (может быть, ему все это давно извест но?). Читатель часто тонет в водянистых потоках его страниц, но иногда словес ная вода писателя крепнет до густоты из весткового раствора, делается горькой и едкой. Отрывок из романа «Под голубым потолком» написан именно так. Пусть отрывок в целом недостаточно художе ственно убедителен, но отдельные его места больно и верно бьют в цель. А. К. Воронский, прочитав одну из по вестей Каргополова, говорил ему: «Не пойму, что это у вас такое — реализм, не реализм... не пойму...» Можно ответить Воронскому: в пове стях Каргополова советская действитель ность. На самом деле, что может быть причудливее, невероятнее нашей дейст вительности? Идешь по улице, видишь колонны пионеров, комсомольцев, вой дешь в какое-нибудь учреждение и рука ми разведешь — какой век, какая власть? Совработники тут сидят или гоголевские Акакии Акакиевичи? Вот уж, верно, то варищ Воронский,— не понять... Каргополов на верной дороге. Он не сделался советским бюрократом, он со хранил зоркость глаза человека из по лей. Теперь ему нужно только преодо леть свою техническую малограмотность и изжить крестьянскую узость в подходе к городу, в оценке роли города в рево люции и т. п. Ему нужно всю испепеля ющую силу мужичьей ненависти перене сти лишь на тех работников города, же лудки и мозги которых загнили от жир ной пищи, провоняли от постоянного пре бывания на теплых местах и местечках. Сейчас же в вещах Каргополова — пи- сателя-коммуниста — кажется стран ным огульное шельмование города и яв ное сочувствие деревне. Сейчас в его го родских вещах лучшие страницы пока посвящены крестьянам. Крестьян он да ет хорошо и сочувствует им не только на «суше, но и на море». Я позволю себе привести отрывок из одной вещи писа теля, которая в черновом виде была в редакции год тому назад и над которой он сейчас работает. Извиняюсь за его «длинность», но по нему можно судить о Каргополове, в нем Каргополов со всеми своими симпатиями и антипатиями: «Ходоки из деревни были в земотделе, где кто-то в черной тужурке по столам разостлал «географию», водил пальцем и все бунчал под нос: — Не разыщем мы ваших владений. Не разыщем мы ваших земель. Послед ние карты были усланы в центр, а те перь и не разыщем ваших владений. Рыжеволосый мужик, с бородой в сноп и на правом ухе с серьгой, толковал: — Пашни наши под боком. Снят там столб-то, и яму зарыли, и наши пашни отняли. Ищи, говорят, грань. А был ста рик у нас, и он знал грань. Но он-то ог лох, и как ни кричи — не докричишь, где грань проходила. Вот мы тут и ре шили. Тужурка попела, попела, побунчала над картами, и в шкаф их, и ходокам: — Не разыщем мы ваших владений. Ходоки из коридора в коридор, из уч реждения в учреждение, и на углу одной улицы, у фотографии, по нужде своей остановились и оплескали витрину с пор третами, и в особенности самый большой портрет, на котором сидел человек с рас чесом волос на голове и с мягкой бород кой. Фотограф чуть ума не лишился, а мужики стыдливо отвертывали головы. Фотограф нырял около витрины и таин ственно: — Нестриженые хари. А кто тут снят? Кто сидит тут? Мужики подули, подули так впе ред себя и боком прошли в губком, а там в кабинет к Роликову, и истинно убедились, что на карточке в витрине тот самый и есть. И рыжий мужик бо ком сел на стульчик, и толково изложил насчет столба, и грани, и старика, умол чав, конечно, о портрете. Роликов закрыл все двери, придвинул стулья к столу и так простенько, с за кидыванием повел речь, и мужики рас ступились и кое-что выболтали. Роли ков успокоил их насчет грани, столба и даже сказал — хорошо б старику тому сделать операцию, ведь медицина изле чивает и не таких, и что он сам когда- то обучался этому искусству. Роликов позвонил на квартиру, потом с запиской послал курьера к себе на квартиру и упросил мужиков пойти к нему на чай. Мужики давнули дух свой, согласились. И когда шли мимо фотографии, отвер нули головы и говорили о вышине по жарной каланчи. Роликов взглянул на витрину и видел, что его портрет оплес кан, и подумал: не собаки ли это и, на верно, это потому, что витрина низка. Мужики, когда прошли фотографию, озирались, и им вслед фотограф рычал и казал кулаки. В гостиной Роликова — ни кресел, ни шкафов — простые венские стулья и го лый стол. Курносый мужик — веки глаз пухлы — веньгучей породы пил чай и одним глазом в потолок, другим под стол. Товарищ Роликов вводил ходоков в курс международных событий: читал им газетную информацию и на географиче ской карте, повешенной на стене, каран дашиком отмечал:— «Здесь вот социаль ная революция рвет узы. Здесь вот клас совый антагонизм в зените. Здесь вот тронулся лед. А здесь — конъюнктура рынка колеблется». Ходоки слушали, прикусывая сахар, и тот, что с серьгой, мотал волосами, же вал бороду и силился что-то понять, когда понимал, то подмаргивал и подда
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2