Сибирские огни № 007 - 1990
ке как крупная, дикая малина. Герои Стрижкова просты, мужественны и по- хорошему упрямы. Писатель на редкость лаконичен и сюжетен. Но пока еще Стрижков намыл небольшой мешочек (цикл) золота своих миниатюр. Он еще только начинает. Яблоками, привезенными с Волги, ис кусно играет М. Никитин. В его расска зах видно, как яблоко растет, слышно, как оно падает в траву. Никитин много времени и сил отдает форме. Он кует форму для того, чтобы с ней подойти к Сибири. Сейчас он пишет о фруктовых садах, о помещиках, о крестьянах. Его герои собираются в Сибирь за землей, за ними, надо полагать, приедет и писатель. А. Коптелов интересен больше сам, чем его вещи. Кержак, начетчик, он при- шел к революции и стал ее журналис том и писателем. Партизаны в своих воз званиях фамилию «Колчак» писали с маленькой буквы, вероятно, желая тем унизить диктатора. Коптелов часто по ложительных героев своих пишет с боль шой буквы, а отрицательных с малень кой. От этого проигрывают и те и дру гие, и автор и читатель. Но Коптелов — писатель начинающий. У него все впере ди. Поэтому сейчас о нем говорить еще рано. Н. Дубняк12 сродни Коптелову по не нависти к деревне. Но Коптелов не ут рачивает светлой перспективы, Дубняк же весь черен. От его рассказов веет жутью деревенской дикости и косности. Страницы, где описываются насильст венный аборт и избиение крестьянина, заподозренного в краже, нельзя читать без содрогания. Дубняк работает в кре стьянской газете. Каждый день через его руки проходят сотни селькоровских пи сем. Кажется, что писатель отбирает самые мрачные из них, и из них, из этих подлинных кусков жизни, монти рует свои рассказы. Писателю надо вы учиться не только монтировать, но и обобщать, переваривать сырье материа ла. Недоваренность его вещей заметна, непроработанные куски материала на зубах, как каша с песком. Были у костра и такие писатели, как Е. Минин13, которые успели пока обмол виться только одной фразой-афоризмом, что возможен «Дождь без ветра». Последним в «Сибирские огни» вор вался, прибежал с криком А. Каргопо- лов14. Он начал с повестей о крестьянст ве. Он принес в редакцию две повести, такие же растрепанные, как и он сам. Но за этой растрепанностью чувство валась какая-то сила. Казалось, что слр- ва распирают Каргополова, как зерно — туго набитый мешок. Ведь редактировать — значит предви деть, значит помогать, способствовать или, по меньшей мере, не мешать росту той молодой зеленой поросли, которая поднимается вокруг журнала. Поэтому надо печатать вещи и не совсем зрелые, но печатать надо обязательно, если к то му же пишущий обнадеживает. Печа тать — значит облить творческие корни писателя живой водой общения с чита телем. Бесспорно, в этом деле нужны такт и мера. (А то можно залить, захва лить насмерть.) Но где и в каком деле эти качества не нужны? Вот какими соображениями руководи лись мы, когда печатали три зеленые вещи Каргополова («Земной тряс», «По весть полей», «Под голубым потолком»), Каргополов пришел в революцию с боль шой любовью к земле, к пашне и с ост рой ненавистью к городу. Каргополов — крестьянин, не может не любить землю, в которую «что ни кинь — растет», на которой «травы ноне не перекосишь. Вы- дурела трава выше головы. Так куда ни кинь глаз — там и коси». Землю, как мать, у него обнимают и крестьянин Фо ма Толкач, и интеллигентка Маруся. «Фома Толкач десять раз обегал полосу, десять раз останавливался на углах по лосы, и когда перед самым утром зами рают и птицы, и человек — заМер Фома Толкач, обняв набухшие росою стебли ржи, и не дышал, не говорил, не жил...», «Курганы над озерами и воздух, как пе на зелени, и оттого грудь на курганах ши ре, шире и от трав покойная радость. Ру ки заломив над головой, стояла Маруся, не в силе сдвинуться с места. Как хорошо, закрыв глаза, выть солнцу; как хорошо, заткнув уши, аукать озеру и, упав на землю, как хорошо обнимать травы...» Землю Каргополов одухотворяет. Она живое существо, она слышит и понима ет человека. Поэтому если ты «обидел» ее, то: «Вставай, подлец, на колени: це луй эту землю. Говори, негодяй: целую тебя, родную, трудовую,— и Фома встал на колени и поцелозал полосу, и когда поцеловал, то заныло у всех в костях, и сердца всех качнулись в страшной му ке...». Каргополов берет деревню, разворо шенную белыми, красными, войной, раз версткой, конфискациями, деревню, «спящую на топорах». Он молод, поэто му откровенен. Узнать, на чьей стороне его симпатии,— не трудно. Не трудно за метить, где и сам он в повести скрыва ется. Без ошибки можно утверждать, что наш автор в «Земном трясе» и в «Повести полей» носит одновременно не сколько фамилий (как вообще всякий писатель), но наиболее любимые у него — Филин, Анбуш и его двойник Еким- ка — Бог Носковой Веры. Филин — мужик-пастух — делается командиром, вождем партизанского от ряда. У Филина силы много, в боях с белыми она у него окрепла, разыгралась и понесла его... на город. Но деревня за Филиным дальше своей околицы не по шла, и Филин погиб от своей силы, как сноп пшеницы, «обессилел от силы». Над деревней проходят грозы и бури революции. Все оторвавшиеся от земли гибнут (Филин, Федор Петрович), остав шиеся на ней, сохранившие с ней кров ные связи благоденствуют: «Корови мои яграють, я хлеб им, вино пью... По солн цу, по ковыльному, шел Анбуш Иван,— шел, играл и пел...». Каргополов, как Анбуш, видел в дерев не красных и белых и наших продаген- тов. Он знает, что значат для крестьяни на такие слова, как «разверстка и кон фискация». В город писатель пришел с
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2