Сибирские огни № 007 - 1990
тельно, облегчается. Рассказать о десят ке рассказов гораздо проще. «Сравнение — не доказательство»,— го ворят французы. «Всякое сравнение шатко»,—говорят немцы. Пусть критики изрекают неопровержимые, «нешаткие» истины. Я — беллетрист и о сибирских писателях буду говорить, как товарищ о товарищах. Я позволю себе воспользо ваться своей, так сказать «ведомствен, ной», терминологией. Здесь говорили, что «Сибирские огни» есть огни, костер, разложенный в тайге в то время, когда еще хлестал свинцовый дождь гражданской войны. Костер был разложен в чрезвычайно трудных усло виях, на снегу, тут же у пустых окопов. По огням можно определить характер жилья. У нас, конечно, не светлоокон ные небоскребы, а огонек где-то у чума. Это несмотря на то, что мы владеем безд ной строительного материала. Но мы или варварски портим его, или проходим мимо (как известно, лесу у нас больше сгорает, чем используется). Как-то я ехал с одним нашим комис саром. Глядя в окно вагона, он говорил, что у нас страна отсталая, лес гниет, го рит и т. д. «Вот,—говорил он,— во Франции к каждому дереву подвеше на чашка, и в нее стекает смола». Нам до Франции далеко, у нас домов не хватает, не только чашек. Мы пляшем у костров. Строительство же наше ча сто развертывается только на бумаге. В газете нередко мы видим жирный, тяжелый заголовок — «Новый завод. Новая мощная электростанция». Не ду майте, что в заметке под таким заго ловком, под такой «шапкой» вы найде те описание этого нового завода, вновь пущенной электростанции. Ничего по добного — вы там найдете описание проекта постройки, на которую еще и деньги не отпущены (смех). В литера туре у нас тоже много таких тяже лых «шапок» (роман, отрывок из ро мана), под которыми или ничего не сидит, или сидит «птичка-невеличка». Но вы ошибетесь, если скажете, что у нас нет литературы. Литература у нас есть, и даже сибирская. Термин «сибирская» может встретить много возражений. Могут сказать, что раз наша литература на русском языке, то она русская. Но ведь негр Ренэ Маран пишет по-французски. Однако это еще не значит, что он создает французскую литературу. Сибиряк — метис, следова тельно, элементы туземного творчества он внесет в литературу. Но, скажут нам, Пушкин тоже был метис, и, тем не ме нее, он глубоко русский поэт, хотя нег ры и провозгласили его своим нацио нальным гением. Не будем спорить. Это тема особая, требующая особых иссле дований. Ими займутся профессора. Я же считаю, что нельзя совершенно отма хиваться от этого вопроса, так как фак торы биологические, экономические, гео графические и другие не могут не иг рать известной роли, не могут не класть своеобразного отпечатка на творчество сибиряков. В Сибири все эти факторы налицо. Здесь налицо взаимодействие культур — русской и туземной. Мы вправе употреблять термин «сибирская» и требовать от писателей в его вещах этого «сибирского». Если вы придете в фруктовую лавку, то сразу различите тончайший запах чарджоуской дыни и пресную немоту русской. Книга сибиряка-писателя должна цвести всей гаммой цветов Си бири. Слово «сибирская» не должно быть пустым звуком. Сибирский писа тель должен сделать его ощутимым на вкус. Нам скажут, что мы областники. Да, областники, но в лучшем, высоком смыс ле этого слова. Областники потому, что любим, изучаем, стараемся познать свою страну. Мы не хотим походить на Ива нов Непомнящих, мы хотим быть деть ми Сибири. Я думаю, что Флобер был карфагенянином, когда писал «Салам- бо», так как необходимо проникнуться духом страны, чтобы создать вещь, до стойную и ее и эпохи. Мы понимаем об ластничество, как изжитие туризма в искусстве. Конечно, были писатели-областники узкие, сепаратисты. Но сейчас всякий сепаратизм мы осуждаем и отвергаем. По-моему, всех сибирских писателей можно разбить на три категории. Пер вая — тоскующие и горюющие, ахаю щие и любующиеся. Вторая — осваива ющие Сибирь, берущие ее крепко, де ловито, по-хозяйски, готовые биться за нее. Если метишь на мой мешок. Буду метить в башку тебе я... Для этих писателей Сибирь часто _ идеология. Третья категория — исполь зующие Сибирь как материал, как фон. Для них Сибирь — не идеология, а, ес ли так можно выразиться, технология. В наш век, в век радио, авиации и ки но, когда мы чувствуем, как дышит на ша страна, и вместе с тем видим и слы шим, как вздымается грудь всего мира, о каком сепаратизме можно говорить? Наконец, есть еще один фактор, уничто жающий сепаратизм,— это наш Октябрь, как канун мировой революции. Ожида ние прихода мировой пролетарской ре волюции, борьба за этот приход объеди няет сейчас людей всех цветов кожи. Наша Октябрьская революция — начало того объединения. Вопрос мирового объ единения трудящихся жизнь ставит и разрешает диалектически — через наци ональное самоопределение к Интерна ционалу. Все это помогает нам чувство вать себя не только детьми Сибири, но и детьми всего СССР, чувствовать себя собратьями всем тем, кто борется за объ единение мира под знаком Коммунисти ческого Интернационала. Итак, товарищи, мы у костра. У кост ра — Березовский, Сейфуллина, Пушка рев, Правдухин, Басов. Березовский, по «рассказам бабушки», знал, какие дрова нужно класть в костер, он положил в огонь сухие, смолистые сутунки своих двух повестей. Сейфуллина принесла «Четыре главы» кизяку, собранного в оренбургских степях, Кизяк, как извест но, есть и в Сибири, поэтому такой вид топлива со стороны сибиряков не встре тил возражений. Басов свалил остатки
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2