Сибирские огни № 007 - 1990
мыслы, и эти духовные утраты невозможно измерить. «Моя молодость, — вспоминает И. Лавров, — это пятилетки, строительст во социализма, ураган второй мировой войны, множество всяких трудностей, нуж да, напряжение борьбы. Обо всем хотелось написать. И я писал. Но то, что получа лось, настолько противоречило казенному оптимизму, газетно-журнальным «сталь ным» героям, сладенькой лжи бесконфликт ности, что напечататься нечего было и ду мать. А годы уходили, терялась вера в себя». Сегодня все это воспринимается как страшный сон. Перевернутый мир Зазерка лья уходит в историю, мы возвращаемся в пределы нормальных измерений. Полити кой перестройки полностью дезавуировано и отменено решением Политбюро ЦК от 20 октября 1988 г. позорное постановление «О журналах «Звезда» и «Ленинград». Не ломимся ли мы в открытую дверь, вороша до оскомины отрицательное, однозначно осужденное прошлое? Хотелось бы с этим согласиться. Но есть горький опыт «оттепели» и «заморозков», есть удивительная живучесть, способность прошлого прорастать в настоящем. Мы помним пробуждение общества после XX съезда, когда вновь восторжествовавший ленинский дух бесстрашного искания исти ны наполнил сердца верой и надеждой. Но мы не забыли и силы инерции культа, который, уйдя с исторической сцены, про должал править в душах. Рецидивы административно-командного руководства культурой проявлялись и пос ле XX съезда. Партийность литературы по- прежнему выражалась в форме жесткой зависимости от руководящих веяний. В 1957—1958 гг.,—как писал И. Эренбург, —«...наступили заморозки. Хрущев перед Мао Цзе Дуном восхвалял Сталина, а лю бой расторопный газетчик выливал на меня ушаты грязи... Нападки на писателей были связаны не с критикой литературно-худо жественных произведений, а с изменением политической ситуации. Люди старались не вспоминать о XX съезде. Молодежь пыта лись припугнуть, и студенты перестали го ворить на собраниях о том, что думали». С чуткостью самого точного прибора «Сибирские огни» отреагирвали на это статьей А. Коптелова «Мы идем вперед». В ней одобрялись решения июньского (1957 г.) Пленума ЦК КПСС, а также со держалось раскаяние писателя в том, что, будучи составителем сборника воспомина ний о Л. Н. Сейфуллиной, он «по нетребо вательности» включил в него статьи И. Эренбурга и М. Шагинян, «содержащие ошибочные суждения о нашей действитель ности». Вновь потянуло 40-ми годами, за маячили ярлыки «пессимизма» (он был на клеен на поэму Н. Перевалова «Клоун») и «очернительства» (это о романе В. Ду- динцева «Не хлебом единым» и рассказе А. Яшина «Рычаги»). Статья заканчивалась призывом догнать США по производству мяса, молока и масла на душу населения. Силы и обстоятельства, которые могли унизить литературу даже в лице таких больших писателей, как А. Коптелов^, не спешили уйти в прошлое. В любой момент они были готовы привести в дейст вие механизм административного нажима, и журнал снова печатал критику «в струю». Появилась в «Правде» статья Н. С. Хруще ва «За тесную связь литературы и искус ства с жизнью народа» —и в журнале тут же начинается кампания по реанимации уже осужденного на II съезде писателей СССР понимания современной темы п ка лендарном смысле. В своей статье «В гуще жизни» Л. Баландин обрушивается на «пресловутую, выпестованную на литератур ных задворках «теорию дистанции», кото рая чужда наступательному, активному характеру нашей литературы». А как быть с успехами сибирского исто рического романа и неудачами романа на производственную тему? Эти факты крити ку удобнее было не заметить. К онцоекэ статьи и вовсе переносит нас во времена РАППа: «Повседневная забота партии о чи стоте идейных взглядов советских литерато ров привела к созданию целого ряда хоро ших, нужных книг». Ни чем иным, как чувством конъюнктуры, нельзя объяснить появление статьи Д. Ро маненко об И, Луговском, написанной языком критики ждановского периода: «Но не только в живописности и образности си ла стихов И. Луговского. Главное, чем поэт пленяет нас,—это пафос молодости, жизне радостности. Стихотворение «Опоры высо кого напряжения», открывающее сборник, воспринимается как необходимое предисло вие. Все, что поэт запечатлел в своей кни ге благодаря этому стихотворению, как бы освещается светом великих идей нашего времени». Это относится даже к «седеюще му Байкалу», который, как считает критик, поседел, конечно же, «в борьбе»... На XXI съезде КПСС, как известно, большое внимание было уделено проблеме воспитания новых качеств советских людей высоких принципов морали нового общест ва: коллективизма, трудолюбия, социали стического интернационализма и т. д. В критике началось широкое обсуждение этих вопросов Перьями авторов снова во дила неистребимая сила привычки повторять руководящие положения, не обременяя себя их анализом. Правда, видимость «раз мышлений» на актуальную тему кое-кому создать удавалось, например, Ф. Панфе рову— большому охотнику поразмышлять в строго установленных пределах, заканчи вая «непринужденный» разговор такой фра зой: «Гораздо глубже и лучше о мораль ном облике советского человека сказали в своем докладе на XXI съезде партии Ники та Сергеевич Хрущев и в своем выступле нии Екатерина Алексеевна Фурцева». На местах подобное служебное рвение, как правило, еще выше. И если А. Никуль- кову в статье «О правде большой и малень кой» еще какого удалось поговорить не только о «вечных» ч «новых» чувствах, но и о поэзии, то в статье В. Ребрина «К воп росу о конфликтах» идея новой морали доводится до полной глупости. Автор ошарашивает нас открытиями. Оказывает ся, что «чувство отчаяния свойственно толь ко представителям гибнущих классов», что «многие толстовские приемы раскры тия внутреннего мира героев сейчас нельзя использовать, так как переживания наших современников качественно отличаются от переживаний эпохи Толстого. Чувства рев
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2