Сибирские огни № 007 - 1990
В стихотворении «Гость» поэт создает аллегорический образ загадочного прохоже го, играющего на флейте, который хочет освободить людей от груза повседневных забот, вырвать из объятий суеты и увести в волшебную страну «Лукоморье», чтобы горожане очнулись от своего рационализ ма и практицизма, от душевной спячки, которая мешает им видеть в мире поэзию и красоту. Но это не простая задача. «Оригинальный и загадочный, не понятый никем певец, — пишет критик М. Буда рин в рецензии под названием «На ложном пути», — одиноко мечется в советском го роде. Он зовет горожан в неведомое ска зочное Лукоморье. Но люди так убоги, что им даже непонятен язык поэта... Кто же встречается ему в советском городе, как разговаривает с ним? Некий строитель допрашивал строго: Где чертог? Каковы очертанья чертога? Помню также: истории некий учитель Все пытал: Лукоморья кто был покоритель? Появлялся еще плановик, утверждая, Что не так велики уж ресурсы Луккрая, Чтобы петь о них песни, на флейте играя. Поэт изображает своих соотечественни ков,— продолжает М. Бударин, — в ока рикатуренном виде, глупцами и бездельни ками, обвиняя их в убожестве и закоснелом невежестве. Поразительным эгоцентризмом звучит пророческое предвидение автора, что со временем он будет понят народом: Недаром я звал вас, недаром! Пробил час —по проспектам, садам и бульварам Все пошли вы за мною, пошли вы за мною, За моею спиною, за моею спиною1 Я веду вас по ясной широкой дороге. Убедитесь: не к бездне ведет вас прохожий». Но у критика на этот счет несколько иное мнение: «В пропасть смертной тоски, обывательской благостной безмятежности пытается увести советского читателя Л. Мартынов. Поэт тоскует в нашей шум ной жизни. Он зовет читателя на символи ческую реку Тишину, в русло безыдейности, подальше от актуальных тем и проблем». В стихотворении «Скоморох» М. Бударин находит «барско-снобистское отношение к своему народу» и даже «отголоски ницше анской теории о писателе-сверхчеловеке», в стихотворении «Переправа» —воспевание мрака, проповедь веры в фатум, в судьбу, в стихотворении «Царь природы» презри тельную издевку над важнейшими поло жениями марксистской философии, утверж дающей подчиненность природы человеку. Ну, а где же, собственно, литературная критика, где профессиональная оценка и разбор поэзии и ее особенностей у каждого автора? Такую критику, которую мы рас- сматривали выше, эти вопросы воооше не интересовали. М. Бударин откровенно опре делил цели своей рецензии — поиск^ идей ных просчетов: «Несмотря на высокий уро вень профессионального мастерства, лите ратурную зрелость поэта, многие стихи в сборнике выглядят как безыдейные легко весные упражнения автора». Но зато какой профессионализм в накле ивании ярлыков: «чуждое влияние», «не согревающая пассивная созерцательность и эстетское любование» в поэзии К. Лисов ского «унылое самокопание, упадничество и декаданс» у Е. Стюарт, «обывательская безмятежность», «барско-снобистское отно шение к советскому читателю», «ницшеан ство» у Л. Мартынова... Отчуждение меж ду писателями и такой критикой, уходящее своими корнями к перегибам и ошибкам СибАППА и группы «Настоящее», в после военные годы достигает, пожалуй, своего пика. Дело доходило до того, что писатели думали не о внимании со стороны критики, а наоборот, мечтали, как бы оно их минова ло. Да и как могло быть иначе, если подоб ная критика не считалась с законами литера туры и судила ее, извращая или вовсе не признавая таких краеугольных понятий ли тературного творчества, как эстетическое отношение искусства к действительности, характер, стиль, тема и идея произведения. Ведя разговор о литературе не на ее языке и территории, не выводила ли эта часть кри тики и самое себя за пределы литературы, вправе ли она была называть себя литера турной? И вполне понятен призыв А. Фа деева к издателям, к редакторам журналов и газет страны: «Когда же, наконец, наша критика начнет разрабатывать жизненно важные вопросы нашей социалистической эстетики? Не печатайте статей критиков, которые отделываются фразами по поводу темы произведения, ни слова не говоря о том, как она художественно воплощена. Что это за критика?» В оценке прозы, в которой автор высту пал не столь открыто и доверительно, критикам-разоблачителям идейных ошибок было уже потрудней. Но они и тут нашли действенные методы. Устанавливались нор мативы количественного отражения той или иной темы. В рецензии П. Фатеева на роман К. Се дых «Даурия» высказано требование, кото рое было симптоматичным для многих ре цензий тех лет: «Больше внимания следует уделять показу трудовой деятельности по ложительных героев романа». За это по негласной ценностной шкале критика при суждала писателю высший бал. Например, для критика Г. Крылова достоинства пове сти И. Дворецкого «Тайга весенняя», посвя щенной труду передовиков на лесозаготов ках, не вызывают никаких сомнений. Еще бы, ведь в повести речь идет о том, «как в глухой тайге рождаются новые методы, позволяющие превратить леспромхоз из сезонного в крупное советское индустриаль ное предприятие с круглогодовым поточ ным процессом лесозаготовок». В обзоре альманаха «Енисей» Б. Рясен- цев, ведя разговор о романе Н. Волкова «Наше родное», сделал ему упрек, что «зна чительная часть сюжетной территории уде лена жулику Гронскому», а вот «переход советской торговли от карточной к бес карточной системе» освещен недостаточ но. В. Соколова в «Заметках о герое дет ской литературы в произведениях Г. Пуш карева и С. Сартакова» ставит им в вину недостаточное освещение роли партии в вос питании детей. Е. Макарова обвиняла К. Се дых в том, что в «Даурии» нет рабочих, не достаточно показана связь с военными дей ствиями на других фронтах. В. Голант упре кал К- Седых и Г. Маркова в том, что они мало пишут в своих романах об американ ской интервенции. Нормировались даже разговоры героев. В. Вихлянцев в рецензии на книгу Б. Ко- стюковского «Сибиряки» ставит автору в упрек, что «герои рассказа «Анна Назаров
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2