Сибирские огни № 007 - 1990
Дни идут, перо ржавеет», —писал в те го ды своему другу К. Паустовский. Ближе познакомившись с обстоятельст вами, в которых работал критико-библио- графияеский отдел «Сибирских огней» в первое послевоенное десятилетие, начинаешь понимать и парадоксы критики тех лет, резкое, по сравнению с 20-ми годами, сни жение ее уровня. Еще свежи были в памяти читателей статьи В. Правдухина, его мыс ли о социальности искусства, проявляющей ся лишь в присущих ему формах «в своей живой образности», его требование ценить талант художника как абсолютное прояв ление человеческого духа. «Художествен ное творчество, — писал он, —есть не пременное искание и искание самостоя тельное и новых форм, и нового содержа ния, иначе нам совершенно не нужна была бы... эта своеобразная отрасль личност ного человеческого познания —искусства». И вот, словно у айтматовского манкурта, у критики того же журнала будто отшибло память, и она стала совершенно глухой к эстетической специфике литературы, мето дологически примитивной и плоской. При этом нельзя сказать, что журнал не рас полагал квалифицированными кадрами, хо тя репрессии и война сильно обескровили писательскую организацию. Были в редак ции и профессиональные критики Б. Ря- сенцев, В. Вихлянцев, сам редактор журна ла С. Кожевников, у которого К. Зелинский находил «настоящее дарование художест венного критика». Вряд ли этим людям на до было объяснять, что нельзя запрещать грустные чувства в поэзии и навязывать писателям современную тему, понятую в календарном смысле слова, что гонимые А. Ахматова, М. Зощенко, Б. Пастернак, Л. Мартынов и др. писали во всяком слу чае не хуже, чем С. Бабаевский, Е. Маль цев или А. Волошин, чьи литературные «достижения» всенародно удостоверялись Сталинскими премиями, «Пленники» времени, работники литера турного ведомства, они выполняли свои служебные обязанности зачастую вопреки не только вкусу и профессиональным соображениям, но и здравому смыслу. То же самое можно сказать и о писательской критике, роль которой в журнале была очень велика. С критическими материала ми часто выступали А. Смердов, А. Копте- лов, К. Урманов, Е. Стюарт, К. Лисов ский, Ю. Сальников, А. Никульков. Не за бывали журнал москвичи Л. Сейфуллина, А. Караваева, А. Жаров, В, Дайреджиев и др. Правда, были и такие, о которых хо рошо сказал В. Померанцев в известной статье «Об искренности в литературе»: «Не которые критики сделали поиск ошибок у писателей или собратьев по критике чем- то вроде своей специльности. Это профес сиональные разоблачители, строчкопыты, вскрыватели. Они не указывают, как пи сать правильно, но всегда знают, где что неправильно». Нашлись такие «специалисты» и в кри тике «Сибирских огней». Главной по своей одиозности фигурой тут был А. Дремов, Разносный и разоблачительный характер носила и критика А. Высоцкого известного своим грубо-нормативным подходом к ли тературе еще по 20— 30-м годам, Любимым жанром профессиональных ра зоблачителей становится разносная рецензия с обильными цитатами, которые просматри вались бдительным оком «строчкопыта», чтобы учинить тексту идеологический до смотр. Пожалуй, больше всех натерпелись от такой критики поэты, особенно лирики, потому что писали они больше на какие-то вечные, значит, неактуальные темы, позво ляли себе взгрустнуть, говорили о своем су губо личном (читай — узком) мирке, не замечая, какие свершения и перемены происходят вокруг, Так, разбирая поэтический сборник К. Лисовского «Северная весна» (Новоси бирск, 1946), Л. Левин, похвалив поэта за отражение тем военной героики и дружбы с народами Севера, обрушивается на сти хи, в которых он «отдается всесильной лирической страсти» и где «появляется горечь и разочарование в жизни... В них сказывается та власть, которую чуждое влияние способно приобрести над молодым поэтом, недостаточно закаленным в идей ном отношении... Так возникает одно из самых порочных стихотворений Лисовского «Стихли крики чаек говорливых»: Здесь, на тихом берегу залива Я прощаюсь, молодость, с тобой. Что мне вспомнить? Горечи, удачи? Дни без солнца, ночи без огня? С кем же мне печалью поделиться Рассказать о черных днях тоски? Это доподлинно упадочное стихотворение, далеко уводящее поэта от путей развития советской поэзии»,—таков вывод критика. Подобным образом «проанализирован» и следующий сборник К. Лисовского («Стихи и поэмы», Новосибирск, 1949). Особое не годование вызвали стихи, появившиеся в результате поездки К. Лисовского по Эвен кии, посвященные природе Севера. «Что радует, увлекает поэта? — пишет рецензент И. Сотников.—«Крутые хребты», «хмурые сопки», «бескрайние снега», «ти шина», «медвежья шкура тайги»... А где же советский Север с его могучей промыш ленностью?.. Поэта больше увлекает ро мантика дальних странствий, но органи зует ли эта романтика нашу волю, силу, энергию на борьбу за освоение необъятных пространств Севера?.. Совсем нет. В роман тике поэта нет ничего прогрессивного, веду щего вперед. От его стихов веет несогре вающей и пассивной созерцательностью, эстетским любованием, полярной экзоти кой». Так выглядел «категориальный аппарат» клишированной критики послевоенных лет. Примеры таких клише мы встречаем и в рецензии В. Уткова на сборник Л. Черно- морцева «Песнь о Сибири». Разбирая сти хотворение «Посиделки», критик пишет: «Звенят на парнях-женихах медали боевые и сияют ярко ордена. В стихотворении есть все: и пляски удалые, и неизменный баянист, но оно оставляет человека равнодушным, ему не веришь. Ордена и медали восприни маются как бутафория, за которой скрыты незнание поэтом современной сибирской де ревни и любовь к ушедшей. Весь сборник густо насыщен «тайгой», «чащобами», «бел ками», «соболями», но слово «колхоз» упомянуто только в одном стихотворении». А вот еще образец «поэтической критики»- В. Вихлянцев, разбирая сборник стихов М. Скуратова «Родня», задается вопросом:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2