Сибирские огни № 007 - 1990
все остальное даже неплохое по художе ственным качествам отодвигается на опре деленный срок. Как видно из этого заяв ления, Стюарт все еще полагает, что не плохими по художественным качествам мо гут быть и безыдейные произведения и что придет такой «определенный срок», когда они могут быть напечатаны. Не об этом ли времени грустит Е. Стюарт?» Почему писатели шли на это? В данном случае И. Ветлугина можно понять. В из дательском плане на 1950 год стояла его первая книга, которую он ждал пять лет. В случае отказа от порученного выступле ния ему пришлось бы проститься с этой книгой, да и не только с ней. Стравливались между собой и редакции. Газета «Советская Сибирь» громила «Си бирские огни» и писательскую организа цию города. Виктор Лаврентьев резко кри тикует доклад Смердова, обвиняет его в либерализме, в том, что он покрывает кос мополитов, потому что сам испытал их вли яние, в том, что не был раскрыт псевдоним космополита В. Вихлянцева «В. Владими ров». В ответ на это А. Смердов обвинил Лаврентьева в предвзятом и пренебрежи тельном отношении к писательской органи зации, на которую он перенес огонь крити ки с космополитов. Насаждались нравы, которые дают о себе знать и по сей день. Казалось бы, се годня восстановлены условия для нормаль ной литературной жизни. Но вместо борь бы идей мы чаще видим борьбу амбиций, толкотню за власть и привилегии, группов щину вместо литературных направлений. Вопросы творческие по-прежнему отодви нуты на задний план. И надо ли удивлять ся этим гримасам литературного процесса после таких его деформаций в недалеком прошлом? Служебное рвение и доносительство про израстало и на почве узаконенной корруп ции. К кнуту полагался и пряник, кото рым служили Сталинские премии по лите ратуре, учрежденные Совнаркомом в 1940 г. в честь 60-летия Сталина. За 12 лет суще ствования ими были удостоены 263 произ ведения, подавляющая часть которых бы стро канула в лету. В то же время в 1945 году увидело свет последнее (!) прижиз ненное издание Б. Пастернака, в 1946— А. Платонова, перестали издаваться М. Зо щенко и А. Ахматова Администрирование литературного про цесса вершилось не только с помощью «кнута и пряника». Оно искало опору и в теории, приспосабливая к своим нуждам фундаментальные категории эстетики. Так, в «идеологическую плоскость» было пере ведено понятие типичности. Тезис, выска занный в докладе Г. М. Маленкова на XIX съезде КПСС о том, что «типичность есть основная сфера проявления партийности в искусстве» и что «проблема типичности есть всегда проблема политическая», стал сигналом для грубо волюнтаристского тол кования типизации. Критика постулировала принципы отбора изображения жизненных явлений, которыми писатель должен был ру ководствоваться в своем творчестве. Поли тический статус этих положений, разумеет ся, придавал им силу категорического им ператива. Коротко их смысл можно сфор мулировать так: типично то, что нас устра ивает. Положительное типично, если оно рождено советской действительностью: все новое, таким образом, следует показывать положительным. Отрицательное типично, если оно связано с пережитками капитализ ма; следовательно, все старое необходимо изображать отрицательным. Новое не должно быть отрицательным, а старое — положительным, и если такое встретилось в жизни —оно нетипично и недостойно ху дожественного отображения. Новое всегда побеждает старое. Обстоятельства, при которых старое одерживает верх над но вым, не являются типичными обстоятель ствами советской эпохи. «Писатель при зван не просто объективистски показывать старое и новое, а раскрывать победу но вого над старым, изобличать и бичевать, выжигать каленым железом сатиры пере житки капитализма из нашей жизни». Как именно должно было типизировать ся положительное и отрицательное? Вот что пишет по этому поводу в своей моно графии «Типическое в жизни и искусстве» А. Дремов: «Нам нужна яркая героическая литература, образы могучих, прекрасных людей, которые воплощают в себе лучшие черты советского человека». Это должны быть «образы людей нового типа, во всем великолепии их человеческого достоинства, величии и красоте, вызывающие восхище ние и радость, пример которых вдохнов лял бы и звал вперед». Отрицательные ге рои, как «требует народ и партия... долж ны предстать перед читателем во всей своей омерзительности, людьми порочными и фальшивыми». Все, что не соответствовало этим рецеп там, не дотягивало до монументального «стального» героя, расценивалось как идей но-художественный просчет. Так, автору повести «Сердце друга» Э. Казакевичу Дремов делает упреки в «натуралистиче ском приземлении» положительного героя капитана Акимова, придании ему «черт безыдейности и узости... И во всех других персонажах повести автор подчеркивает их серость, неполноценность, будничность — то, что они не герои... Герои оказались ниже сложившихся в нашем обществе представлений. Такое отставание от эсте тических вкусов народа для писателя край не опасно». Резко осуждались и любые отклонения от правил типизации отрицательного, в изображении отрицательного героя. Разби рая пьесы Л. Зорина «Гости», А. Мариен гофа «Наследный принц» и И. Городецкого «Деятель», в которых выведены образы людей, отравленных «ядом власти» — бю рократов, Дремов обвиняет авторов в изображении нетипичных явлений нашей действительности, в ее «очернении», в «обы вательском смаковании бытовых пороков морально неустойчивых лиц». Так, с помощью тенденциозного искаже ния фундаментальных понятий теории лите ратуры осуществлялось регламентирование творческого процесса. Рождались черно-бе лые схемы, убивающие все живое и инди видуальное в художественном произведе нии. На писателя были накинуты невиди мые, но крепкие путы. «Мучительно перебираю в памяти, что еще осталось, о чем можно писать, и време нами кажется, что уже ничего не осталось.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2