Сибирские огни № 007 - 1990
знать свою вину, независимо от того, есть она или нет, найти в своей работе ошиб ки— чем больше, тем лучше— и раскаять ся в них. «Теперь, после постановления, стали оче видны ошибки «Сибирских огней», — ска зал открывший собрание член редколлегии журнала А. Л. Коптелов. —Притупилась зоркость. Не было настоящей работы над важнейшими темами современности. Я должен сказать, что в годы первых ста линских пятилеток мы работали лучше. Правда, многих из тех, кто работал тогда, нет. Одни погибли на фронтах Отечест венной войны, другие закончили свою жизнь здесь, в Новосибирске». О том, как они закончили свою жизнь и как им в этом помогали, например И. Гольдбергу, который повесился в своей камере, не выдержав пыток и допросов, можно было только догадываться. «Я, видимо, забыл, что труд писателя — его верное служение народу, снизил тре бовательность к себе, — так начал свою по каянную речь К.Лисовский. — В моем цик ле «Мыс прощания» есть чувства разлуки, прошедшей молодости, одиночества — все эти чувства очень грустные. Но они могут быть фактом личной биографии, фактом, который вряд ли нужно выносить для све дения читателей, так как не эти, полные тоски и нытья, мотивы необходимы сей час, в период очень сложной международ ной обстановки нашим людям». Признал свои ошибки как редактор жур нала и Савва Кожевников. Редколлегия, по его словам, допустила публикацию апо литичных, безыдейных стихов Л. Кондырева, И. Мухачева, Е. Стюарт, Н. Алексеева. «Все это — гравюры, словесное фокусниче ство, побрякушки. Писатели не видят боль ших тем. А народу нужны большие полот на». В ходе собрания постепенно намечались и его жертвы. Это прежде всего те, кто «отделялся от стаи», то есть пытался оп равдываться, возражать, искать истину. Е. Стюарт, прекрасно понимая условия за теянной «игры», тоже отдала ей дань, но при этом стараясь хоть как-то приблизить разговор к здравому смыслу: «Я согласна с А. Дремовым (автором статьи «Вредная тенденция», опубликованной в газете «Со ветская Сибирь» по следам постановле ния.— Э. Б.). Книжка «Ласковое солнце» вышла без стихов, которые могли бы на учить ребенка правильно разбираться в современных явлениях. Но мне бы хоте лось предотвратить другую вредную тен денцию: прощать профессиональное несо вершенство стихов. Сейчас стали хвалить мою книжку «Отважные ребята». Но она была написана наспех. Как писатель я себе эту книжку не прощаю. Это —темное пятно на моей писательской совести. Нель зя спекулировать на актуальности темы, чтобы под этим предлогом проникали в литературу стихи, нечестно сделанные». И тут писательница грубо нарушает «правила игры» и набирает «штрафные оч ки». Она говорит о том, что ее книга «Вто рое рождение» написана не о тоске, а о преодолении тоски. «Какую-то долю муже ства,—говорит она,—эти стихи влили в человеческое сердце». Больше того, она на чинает возражать основному докладчику, представителю обкома партии тов. Ремо ву: «В докладе прозвучала фраза: «...очерк не поднялся до уровня рассказа». Но ведь это просто разные жанры». Пытается оправдаться и И. Мухачев. И чем убедительнее его доводы, тем хуже для него: «Дремов критикует стихотворение «Горы». Может быть, в нем, действительно, много пейзажа, много «красивого». Но ведь никто нас не лишал права писать о богатстве и красоте природы Советского государства. Ведь постановление ЦК пар тии направлено против пошлости (Реплика Ремова: «И аполитичности!»). Советскому человеку свойственно чувство любви к сво ей Родине. Вот я работал в качестве кон сультанта в «Советской Сибири» в военное время. Получал сотни писем с фронта. И люди на фронте, под снарядами, пулями, пишут стихи о сибирской природе. Возьмем романы Шолохова. Он описывает людей, затем переходит к пейзажам, и эти пейза жи в общей канве произведения не кажутся аполитичными. Так же и маленькое пейзаж ное стихотворение среди других идейных стихов, мне кажется, должно иметь право на существование». Присутствовавший на собрании А. Дре мов к литературной критике имел отноше ние точно такое же, как весь этот фарс к ли тературной жизни. Совмещая обязанности работника областного комитета партии и штатного клеймителя при Новосибирском отделении СП, он олицетворял наиболее воинствующие запретительные силы блю стителей идеологической чистоты. «Есть Сибирь старая, есть Сибирь но вая,—одергивает он И. Мухачева. — Что важнее — показать новое, развивающееся или старое? Новое в борьбе со старым! А тов. Мухачев изображает тайгу созерца тельно. Он не показывает человека, кото рый вносит новое в жизнь, не берет типи ческое, а берет некоторые моменты, кото рые действительно существуют, но не ха рактеризуют собою как раз то новое, на рождающееся, развивающееся у нас в Сиби ри. Пейзажная лирика не запрещена, но и в Сибири пейзаж — это уже не то, что тысячу лет назад». Нет худшего оскорбления для поэта, чем публичное охаивание его стихов. Искренне обиженный, Мухачев совершает новую «ошибку»: «Зачем Вы такие вещи гово£)те? Вы же не читали стихов. Мне это, наконец, не нравится». , «Очень плохо, — продолжает А. Дремов, — что тов. Мухачев так воспринимает кри тику, в штыки. Он исходит из того, что ему хочется писать. Конечно, хорошо, когда это совпадает с тем, что нужно, но здесь нечто иное. ЦК призывает создавать бодрую, жизнерадостную поэзию, а здесь нечто иное». Совсем «не то» говорит и А. Герман, за что также попадает в «штрафную коман ду»: «Я не пытаюсь обелить произведения Шухова и Олесова (романы «Метель» и «Прощание молча».— Э. Б.), я пытаюсь ра зобраться, в частности, в вопросах миро воззрения. В. Гроссман, написавший пре красное произведение во время войны, сей час выступил с пьесой «Если верить пифа горейцам». Имеем ли мы право предпола гать, что у Гроссмана чуждое для нас мировоззрение? Здесь пытаются сказать,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2