Сибирские огни № 007 - 1990
ли!), что дракон каждый день съедает чью-то дочь. К 1938 году политика тотального ведом ственного контроля за общественной жиз нью получила свое юридическое завершение в Постановлении ЦК ВКП(б) от 1938 г. «О постановке пропаганды в связи с выпуском «Краткого курса истории ВКП(б)». В нем открытым текстом было предписано «по ложить конец «обилию точек зрения» и установить единое руководство обществен ной мыслью». Что это было за руководство, дает не которое представление письмо председателя правления Новосибирской писательской организации Н. Алексеева секретарю об кома ВКП(б): «В 1937 и 1938 гг. журнал «Сибирские огни» был практически без ре дактора. В эти годы была полоса, когда каждый случайно данный партийным коми тетом редактор подписывал только один номер журнала, а другого подписать не ус певал, ибо изолировался. Партийный коми тет давал органу Союза писателей журна лу «Сибирские огни» редакторов, о которых не только рядовые писатели, но и руковод ство СП не имело ни малейшего представ ления. Два года журнал не имеет писа тельской редколлегии». С началом Великой Отечественной вой ны выпуск журнала «Сибирские огни», как и многих других периодических изданий, был прекращен. Вступал в силу закон воен ного времени: когда говорят пушки —музы молчат. И если в отношении литературы это изречение было справедливым лишь от части —писательское слово тоже станови лось оружием, — то в отношении литера турной критики оно подтвердилось. За годы войны удалось выпустить шесть номеров альманаха «Сибирские огни» (два первых номера под названием «Огневые дни») и три специальных выпуска восьмистранич ной газеты, предназначенной для воинов- сибиряков. Издания были нацелены прежде всего на отображение героики фронта и ты ла, на решение агитационно-публицистиче ских задач, для которых лучше всего были приспособлены оперативные малые жанры поэзии и прозы. Жесткая военно-патрио тическая направленность изданий, их малый объем, а также дефицит наличных литера турных сил решили судьбу литературной критики: в те грозные годы было не до нее. Насколько бедны литературно-крити ческие свидетельства военной эпохи, на столько огромен тот духовный опыт, кото рый приняла в себя за это время вся наша общественная жизнь, включая и литератур но-эстетическую мысль. Без преувеличения можно сказать, что советская литература послевоенных лет вышла из военной шине ли. Дело не только в том, что военная тема стала одной из ведущих и плодотворней ших, что военная проза задавала уровень и гражданственности, и художественности, но прежде всего в том, что именно с Ве ликой Отечественной войны, потрясшей ду ховные сталинские застенки, начался дол гий и трудный процесс нравственно-поли тического раскрепощения нашего общества Начинался он работой мысли, которая все чаще спотыкалась о необъяснимое, дикое, абсурдное. Имеются в виду поражения пер вых месяцев, подавляющее превосходство врага в технике и военном искусстве над вчера еще не победимой Красной Армией, молодые неопытные военачальники, сменив шие уничтоженные военные кадры, продол жающиеся репрессии, трагические судьбы солдат, вышедших из окружения или бежав ших из плена, наконец, знакомство с жиз нью простых людей буржуазной Европы, их достатком и благополучием, никак не вя завшимися с образом «проклятьем заклей менного» трудового народа. Война задава ла бесконечные вопросы и заставляла думать. Патриотический подъем — это далеко не все, чем жили общество и лите ратура военных лет. Великая Отечественная война внесла существенные коррективы в сталинскую мо дель «общественной жизни». Для победы над сильным врагом потребовались боль шие моральные силы. Их источником могли быть только народ, личность, которым необходимо было вернуть чувство собст венного достоинства. «Дорогие мои сооте чественники, братья и сестры», — так, опра вившись от потрясения, начал свою первую военную речь Сталин. И хотя с «братьев и сестер» по-прежнему не спускали глаз службы НКВД, а ГУЛАГ в любой момент был готов открыть ворота для «дорогих соотечественников», миг дарованной сво боды был сладок и незабываем. Воин, вы игравший битву с мировым поработителем, уже не мог до конца примириться с рабст вом в своем доме. Ростки демократического сознания, взо шедшие в годы войны прежде всего в лите ратуре и публицистике, не могли не встре вожить Сталина. Поэтому в первый же послевоенный год он готовит свой новый удар, на этот раз против собственного на рода, Постановления ЦК ВКП(б) 1946 — 1948 гг. можно назвать наступлением ста линского аппарата на пробуждающуюся вневедомственную самостоятельность ху дожественной интеллигенции. Обработка идеологического поля ядом «ждановской жидкости» была проведена основательно, на несколько рядов. Аппарат, что называет ся, рвал и метал, хотя творческая интелли генция, вышколенная и чуткая к посвисту бича, и без того стояла навытяжку, вы слушивая ждановскую брань, подхватыва емую критикой и работниками партийно идеологических служб. После принятия Постановления ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленин град» от 14 августа 1946 г. по всей стране прокатился вал проработочных кампаний. Их характер, процедурные методы пред ставляли собой классические образы того необоснованного ведомственного вмеша тельства в литературную жизнь, о котором говорится в партийных документах послед них лет. Словно стягивающий фокус всей идеологической атмосферы послевоенных лет, проходившие собрания дают нам пол ное представление о времени, в плену кото рого находилась и литературная критика. Новосибирское городское собрание писа телей и журналистов, посвященное наз ванному постановлению, состоялось 20 и 21 сентября 1946 г. (Его протоколы, ис пользуемые здесь, хранятся в Государст венном архиве Новосибирской области). Наученные горьким опытом 30-х годов, пи сатели хорошо знали, что от них требуется. Надо было посыпать голову пеплом, при
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2