Сибирские огни № 007 - 1990
турный материал, с живых проблем со скальзывает») 1 критики отказывают ему в чистоте жанра: «... у него не критика — чистая политология в «жанре критики». Типичная ситуация. Когда литераторы долго пренебрегают «проклятыми вопроса ми» и их вхолостую работающее, превра щающееся в профессиональную ограни ченность мастерство выедает остатки со держания, когда в образовавшийся ва куум действительность вламывается, не считаясь ни с какими канонами, профес сионалы начинают ревниво оберегать чисто ту жанра и специфику профессии. «Они,— как замечает С. Чупринин, —морщатся, вздыхают, раздражаются, страдают от пе реизбытка газетчины и дефицита художе ственности». А ведь ждали этого времени. Лет десять назад в известной статье «Жажду беллет- ризма!» Л. Аннинский, выставив прозе бес пощадный диагноз «аллегорического тром боза», призвал ее повернуться лицом к ре альности, заняться делом. Сегодня это в значительной мере уже произошло, но сам критик, кажется, действовать не спешит. Он великодушно уступает поле боя пуб лицистам, с любопытством наблюдая за ними с литературно-критического Олимпа. Как показала анкета, большинство ее участников честно, не виляя, признали свое отставание от публицистики. Да и как не отстать, если сами критики видят себя в образе материально и морально изведен ного неврастеника, занятого преимущест венно кормушечной межгрупповой возней? Он «размахивает бритвой и истошно кри чит «всех попишу!», в то время как публи цист с мыслью «вскрытие покажет» делает надрез гнойника» (А. Архангельский). Вме сто принципов у него — больные амбиции, вместо убеждений— взаимные обиды. Он по-прежнему боится своих министров и по рукам и ногам спутан зависимостью от редакторов, издателей, гримируя свои мысли под принятый ими стереотип крити ческих обзоров, статей и рецензий, по добно школьнику, старательно соблюдаю щему стандарт сочинения. Права Алла Марченко: критику извели. Но не только материльно, как она считает, ее извели генетически. Сразу такое не про ходит. И если публицистика, голод на кото рую у нас был особенно велик, ангажировав лучшие перья и умы и собрав под свои зна мена представителей разных профессий (в том числе и критиков), сумела восстать из тепла, то в критике лечение затянулось. Сей час самое время спокойно, без митинговой ажиотации перелистать историю болезни. Манифесты и лозунги уже сделали свое дело: все переворотилось и пришло в дви жение. Но чтобы не топтаться на месте, а идти дальше, нужны представления более полные и системные. В истории советской литературной крити ки, которая находилась на перекрестье ли тературного и общественно-политического процессов и отразила в своем зеркале и то, и другое, мы нуждаемся сегодня не меньше, чем в новой истории литературы. И важно не только то, что происходило в центре, но и в регионах, где деформация литератур ной жизни зачастую представала в своем предельном «химически чистом» выра жении. Кроме того, региональный матери ал большей частью никогда никем не рас сматривался и избежал ложной интерпрета ции. Его целинная новизна в данном слу чае не только не мешает, а способствует созданию объективной исторической кар тины. 1940-е годы, о которых пойдет речь, пока еще не привлекли того общественного вни мания, каким удостоены годы тридцатые. Между тем их роль в нашей истории осо бая. Эпоха зрелого культа, апогей его ко мандно-приказных методов культурной по литики в лице ждановщины и лысенковщи- ны, а, с другой стороны,—начало кризиса. Беспрецедентный, доведенный до абсурда, административный нажим на культуру стал ощущаться и осознаваться как искривление пространства нашей социально-духовной жизни. К 1940-м годам роль и место литературы и критики, как и всего искусства и общест венной науки, были окончательно определе ны. Вся эта, в сущности, ненужная и опас ная для культа сфера поиска социальной истины не была упразднена за ненадобностью лишь потому, что оказалась превращен ной в службу пропаганды его политиче ских доктрин. Живой организм гуманитар ной мысли стал бюрократическим ведомст вом со всеми его атрибутами: уставом, та белью о рангах, приоритетом чина и зва ния, узаконенной коррупцией в форме пре мий. Пост в литературе стал столь же на дежен, как ненадежен талант. Еще в 1920-е годы «напостовцы» требо вали пролетарской гегемонии в литературе и подчинения им всех печатных органов. И хотя эти требования кажутся невинными по сравнению с тем, что произошло впослед ствии, именно в грубой политизации лите ратурной жизни «напостовцами» и «раппов- цами», в их стремлении навязать всем свою программу в качестве обязательной нормы и заключался ген будущего тотального насилия над культурой. Не случайно в условиях еще дозволенной литературной борьбы 20-х годов они получали решитель ный отпор прогрессивных литературных сил. Этот идейный паритет нашел отраже ние в резолюции ЦК РКП (б) 1925 г. «О политике партии в области художественной литературы», где были осуждены требова ния одного течения, одной платформы в литературе. Последним отзвуком ленинизма в культурной политике прозвучал призыв к тактичному и бережному отношению к «попутчикам». После «великого перелома» подобные слова, сказанные о тех, кто давал малейшие основания усомниться в их твердой классовой позиции, уже восприни мались как идейная ересь. В 1930-е годы «духовная коллективизация» выходит на финишную прямую. Волевая ликвидация литературных группировок и направлений и создание единого литературного «нарко мата» —Союза писателей СССР, практиче ски встроенного в тоталитарную структуру государства, вогнали литературный процесс в административно-бюрократические берега. В чем-то жить стало спокойнее. Утихли литературные бои, угомонилась воинствую щая рапповская критика. Но воцарившееся спокойствие можно было сравнить разве что с «тихой, мирной» жизнью горожан из сказки Е. Шварца «Дракон». Они судачили о разных пустяках, не замечая (привык
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2