Сибирские огни № 007 - 1990
Есть ли честные прогнозы, весомые гаран тии, что климат Алтая, вообще Приобья, со строительством ГЭС не изменится? Кто со относил последствия функционирования ГЭС с климатической мозаикой Горного Алтая (из опыта: здесь свой микроклимат чуть ли не в каждом урочище)? Просчитал ли кто-нибудь те убытки, которые потерпит население области от сокращения площадей пастбищ и кормовых угодий? Вопросам несть числа. Нам недавно вновь ответили: проведена экспертиза; все будет хорошо, все останется как было. Но ведь это, согла ситесь, противоречит и опыту, и обычному здравому смыслу, в природе так не бывает! Не следует думать, что высказанные выше опасения всего лишь плод моей фантазии. Было бы неплохо, если бы руководство об ласти и края навело справки у своих тувин ских и хакасских коллег, тоже получивших накануне строительства «двух морей» ворох посулов и обещаний: как оно им сейчас, не трудновато ли выдерживать ропот народ ный? Может получиться, что и море будет, а заниматься станет нечем; куда тогда де ваться гордым потомкам тюрок-теле? Види мо, надо думать, и думать прежде всего о том, как, опираясь на народные традиции животноводства, интенсифицировать этот труд, а не идти по пути наименьшего сопро тивления, завуалированно отказываясь от наивыгоднейшей, крайне нужной людям отрасли экономики в угоду «быстрой инду стриализации». Наконец, будущее Горного Алтая должно быть связано и с туризмом. Но не таким, когда местные жители не могут свободно передвигаться из-за нехватки транспорта (особенно летом), а по Чуйскому тракту мчатся колонны ярких туристских автобу сов. Когда перед взорами туристов предста ют непрезентабельные серые жилые пост ройки на фоне величавой природы. Думать надо о современном туризме, в первую голо ву — о международном. Сейчас ведь есть и опыт, и, что важно, реальные возможности для создания совместных предприятий в этой сфере. Прекрасна не только природа Алтая; здесь, как говорилось, изобильны ис торические памятники, а своеобразная и яр кая национальная культура пока еще жива. Надо ли ждать, когда все это исчезнет? Ар хеологические и этнографические музеи под открытым небом — пока это, правда, толь ко мечта — также могли бы стать центра ми и научных изысканий, и постоянных эк скурсионных посещений. Наши друзья из Венгрии, Чехословакии, Болгарии давным- давно, при сравнительно небольших затра тах, практикуют этот прекрасный способ охраны памятников истории и культуры и одновременно источник валютных поступ лений. Переняв положительный опыт, мы тоже получили бы в свое распоряжение валюту. В новых, перестроечных, условиях средства, полученные местными Советами, могли быть непосредственно вложены в ре шение насущных экономических и социаль ных проблем области. Вот тогда Алтай дей ствительно стал бы «Сибирской Швейцари ей»— краем высокоразвитого животноводст ва и прекрасно организованного туризма. Сохранив себя как самобытный историче ский регион, развив лучшие традиции свое го населения, этим своим своеобразием Ал тай принесет гораздо больше пользы и себе, и стране, и миру. Так, может быть, вернемся еще раз к проблеме Катунской ГЭС: создадим незави симый экспертный совет, куда войдут пред ставители всех заинтересованных наук, в том числе (а может быть, прежде всего) этнографии; проведем референдум, дадим высказаться всем. А уж потом поставим точки над «¡»?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2