Сибирские огни № 007 - 1990
лительный своеобразный микроклимат сде лал долину Чемала всесоюзной здравницей. Конечно, горы, распадки, урочища, сама Ка- тунь не могут ничего рассказать не желаю щим слушать, не в силах поведать, о чем думали и мечтали эти замечательные люди — гордость и алтайского, и русского наро дов. И если море зальет эти места, не ли шится ли навсегда многотысячный народ возможности соприкосновения со своим на циональным прошлым, со своей культурой? Ведь и Ясная Поляна, и Тарханы, и Шахма тове интересны и близки нам не столько са ми по себе, сколько потому, что в них жили, думали, работали Толстой, Лермонтов, Блок. Отсюда и стремление сберечь их ро довые гнезда. Нам же предлагают, ничтоже сумняшеся, затопить национальную, исто рическую память еще одним безликим мо рем, да еще и утешают: каньон-де безлес ный, ничего страшного не произойдет. Какие же тут подразумеваются потери — матери альные? Но ведь и они не просчитаны как должно; что уж говорить о духовных поте рях! Не стоит ли подумать и над мораль ным правом кого бы то ни было распоря жаться памятью народа? I Кстати, поэтическая легенда о Сартакпае, схватившем молнию и засунувшем ее в рас щелину дерева (не скалы, как говорят сей час), чтобы она светила во время ночной работы, зафиксирована лишь в 1935 году. В более ранних публикациях этого «пророче ского» сюжета нет и следа. Между тем, кое- кто спекулирует на нем, не стесняясь обще союзной телеаудитории и выдавая этот ли тературный продукт за «вековую мечту ал тайцев»: «смотрите-де, и раньше именно в этом месте хотели получать вечный свет». Впрочем, быть может, это и впрямь фольк лорный мотив, но тогда он совсем не дре вен; скорее всего, возникновение его связа но с переосмыслением сказителями ленин ской идеи электрификации страны, с поэти ческой ее обработкой в традиционной фор ме. Словом, это образ, символ, возникший уже в советское время; не нужно освящать его «авторитетом древней мудрости». А вот подумать о судьбах населения Гор но-Алтайской автономной области, о ее бу дущем необходимо, но не опираясь на мифы — давние и недавние,— а серьезно изучив круг проблем, подойдя к их решению с раз личных позиций, комплексно, системно. Как раз с этим непосредственно связан недавно поставленный вопрос о расширении прав различных национальных образований на шей страны, в том числе и автономных об ластей. Необходимо законодательно ограни чить деятельность министерств и ведомств в национальных районах, обусловить обяза тельность компенсаций и отчислений с их стороны непосредственно в бюджет области, в зависимости от характера и результатов их деятельности. Предусмотреть ответствен ность не только за использование местных природных богатств (в том числе земель), но и, в первую очередь, за бесхозяйствен ность — вплоть до уголовной ответствен ности лиц, ее допустивших. В противном случае так и будут гнить тысячи кубомет ров срубленного леса (как сейчас в районе Теньги), так и будут сверкать под солнцем белизной рукотворные каменные «курумы» на месте прежних и недавних запашек. Кто- то ведь должен ответить и заплатить за это! Не нужно ждать, пока могучий «Хан-Алтай» взбунтуется против человека! Представляется бесспорным, что, разра батывая, скажем, полезные ископаемые или «арендуя» ту или иную территорию, заинте ресованное министерство или ведомство обя зано сполна заплатить за это. Так, как это принято во всех цивилизованных странах, где сохраняются традиционные культуры: в США, Канаде, Австралии, даже Японии. Тогда местным властям не нужно будет са мим искать «богатого откупщика» в лице, к примеру, Минэнерго и униженно выпраши вать у него подачку в виде какого-нибудь «долгостроя» или дороги, которую через месяц нужно будет ремонтировать. Крайне необходимо по-иному взглянуть и на столь обычное и привычное в этих краях животноводство. Нам ведь не хватает не только хлеба или электроэнергии; худо дело с мясом, молоком, маслом — дальше уж некуда. Так, может быть, рано объявлять его «вчерашним днем Алтая», неперспектив ным занятием и «бежать» в индустриализа цию. Это в век-то обострения экологическо го кризиса, в век постиндустриальной ци вилизации! Именно здесь, в животноводстве, алтайцами накоплен богатейший, тысячелет ний опыт. К сожалению, будучи в свое время осмеянным, он так и не стал объек том серьезного научного изучения. Забыта простая истина: надо уметь и овец пасти. Влияние Катунской ГЭС на животноводство может иметь трагические последствия. Ведь весь Горный Алтай — это, в сущности, ги гантский бассейн Катуни: все реки, речки, ручейки несут свои воды к ней. Исключение составляет лишь восточная часть региона. Непредубежденному уму ясно, что малей шее изменение гидрорежима Катуни скажет ся на ее бесчисленных притоках. Последст вия этого непредсказуемы. Несомненно одно (и таково мнение честных специалистов): уровень грунтовых вод повысится, лишен ные привычных стоков ледниковые и снего вые воды вызовут повсеместные подтопле ния. Неизбежно произойдет заболачивание и засоление почв — причем не столько в прилегающих к водохранилищу районах, сколько выше его: в Урсульской, Канской, Коксинской горных степях. А это как раз и есть базовые территории животноводства, где пока еще сохранились обильные пастби ща, волею Минэнерго (и при попустительст ве равнодушных невежд) предназначенные к медленному уничтожению. Второе «Телецкое озеро» может привести к резкому повышению увлажненности, а следовательно, к необратимым климатиче ским изменениям. В этом, несомненно, отда ют себе отчет все компетентные люди — да же те, кто в силу разных причин делает вид, что ничего не произойдет. О таком груст ном исходе прямо свидетельствует печаль ный опыт соседних территорий. Дожди, за лившие ныне Хакасию от Минусинской кот ловины до верховьев Чулыма, Хакасию, всегда славившуюся солнцем и сухостью климата, горячими ветрами,—вызваны не предвиденным «поведением» Саяно-Шушен ской и Красноярской гидростанций. А угроза наводнения, надвинувшаяся прошлым летом на Красноярск? А размытые июльским (!) паводком тракты в районе Абакана? Не окажутся ли в подобной ситуации Бийск (он в котловине), Барнаул, Новосибирск?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2