Сибирские огни № 007 - 1990

лительный своеобразный микроклимат сде­ лал долину Чемала всесоюзной здравницей. Конечно, горы, распадки, урочища, сама Ка- тунь не могут ничего рассказать не желаю­ щим слушать, не в силах поведать, о чем думали и мечтали эти замечательные люди — гордость и алтайского, и русского наро­ дов. И если море зальет эти места, не ли­ шится ли навсегда многотысячный народ возможности соприкосновения со своим на­ циональным прошлым, со своей культурой? Ведь и Ясная Поляна, и Тарханы, и Шахма­ тове интересны и близки нам не столько са­ ми по себе, сколько потому, что в них жили, думали, работали Толстой, Лермонтов, Блок. Отсюда и стремление сберечь их ро­ довые гнезда. Нам же предлагают, ничтоже сумняшеся, затопить национальную, исто­ рическую память еще одним безликим мо­ рем, да еще и утешают: каньон-де безлес­ ный, ничего страшного не произойдет. Какие же тут подразумеваются потери — матери­ альные? Но ведь и они не просчитаны как должно; что уж говорить о духовных поте­ рях! Не стоит ли подумать и над мораль­ ным правом кого бы то ни было распоря­ жаться памятью народа? I Кстати, поэтическая легенда о Сартакпае, схватившем молнию и засунувшем ее в рас­ щелину дерева (не скалы, как говорят сей­ час), чтобы она светила во время ночной работы, зафиксирована лишь в 1935 году. В более ранних публикациях этого «пророче­ ского» сюжета нет и следа. Между тем, кое- кто спекулирует на нем, не стесняясь обще­ союзной телеаудитории и выдавая этот ли­ тературный продукт за «вековую мечту ал­ тайцев»: «смотрите-де, и раньше именно в этом месте хотели получать вечный свет». Впрочем, быть может, это и впрямь фольк­ лорный мотив, но тогда он совсем не дре­ вен; скорее всего, возникновение его связа­ но с переосмыслением сказителями ленин­ ской идеи электрификации страны, с поэти­ ческой ее обработкой в традиционной фор­ ме. Словом, это образ, символ, возникший уже в советское время; не нужно освящать его «авторитетом древней мудрости». А вот подумать о судьбах населения Гор­ но-Алтайской автономной области, о ее бу­ дущем необходимо, но не опираясь на мифы — давние и недавние,— а серьезно изучив круг проблем, подойдя к их решению с раз­ личных позиций, комплексно, системно. Как раз с этим непосредственно связан недавно поставленный вопрос о расширении прав различных национальных образований на­ шей страны, в том числе и автономных об­ ластей. Необходимо законодательно ограни­ чить деятельность министерств и ведомств в национальных районах, обусловить обяза­ тельность компенсаций и отчислений с их стороны непосредственно в бюджет области, в зависимости от характера и результатов их деятельности. Предусмотреть ответствен­ ность не только за использование местных природных богатств (в том числе земель), но и, в первую очередь, за бесхозяйствен­ ность — вплоть до уголовной ответствен­ ности лиц, ее допустивших. В противном случае так и будут гнить тысячи кубомет­ ров срубленного леса (как сейчас в районе Теньги), так и будут сверкать под солнцем белизной рукотворные каменные «курумы» на месте прежних и недавних запашек. Кто- то ведь должен ответить и заплатить за это! Не нужно ждать, пока могучий «Хан-Алтай» взбунтуется против человека! Представляется бесспорным, что, разра­ батывая, скажем, полезные ископаемые или «арендуя» ту или иную территорию, заинте­ ресованное министерство или ведомство обя­ зано сполна заплатить за это. Так, как это принято во всех цивилизованных странах, где сохраняются традиционные культуры: в США, Канаде, Австралии, даже Японии. Тогда местным властям не нужно будет са­ мим искать «богатого откупщика» в лице, к примеру, Минэнерго и униженно выпраши­ вать у него подачку в виде какого-нибудь «долгостроя» или дороги, которую через месяц нужно будет ремонтировать. Крайне необходимо по-иному взглянуть и на столь обычное и привычное в этих краях животноводство. Нам ведь не хватает не только хлеба или электроэнергии; худо дело с мясом, молоком, маслом — дальше уж некуда. Так, может быть, рано объявлять его «вчерашним днем Алтая», неперспектив­ ным занятием и «бежать» в индустриализа­ цию. Это в век-то обострения экологическо­ го кризиса, в век постиндустриальной ци­ вилизации! Именно здесь, в животноводстве, алтайцами накоплен богатейший, тысячелет­ ний опыт. К сожалению, будучи в свое время осмеянным, он так и не стал объек­ том серьезного научного изучения. Забыта простая истина: надо уметь и овец пасти. Влияние Катунской ГЭС на животноводство может иметь трагические последствия. Ведь весь Горный Алтай — это, в сущности, ги­ гантский бассейн Катуни: все реки, речки, ручейки несут свои воды к ней. Исключение составляет лишь восточная часть региона. Непредубежденному уму ясно, что малей­ шее изменение гидрорежима Катуни скажет­ ся на ее бесчисленных притоках. Последст­ вия этого непредсказуемы. Несомненно одно (и таково мнение честных специалистов): уровень грунтовых вод повысится, лишен­ ные привычных стоков ледниковые и снего­ вые воды вызовут повсеместные подтопле­ ния. Неизбежно произойдет заболачивание и засоление почв — причем не столько в прилегающих к водохранилищу районах, сколько выше его: в Урсульской, Канской, Коксинской горных степях. А это как раз и есть базовые территории животноводства, где пока еще сохранились обильные пастби­ ща, волею Минэнерго (и при попустительст­ ве равнодушных невежд) предназначенные к медленному уничтожению. Второе «Телецкое озеро» может привести к резкому повышению увлажненности, а следовательно, к необратимым климатиче­ ским изменениям. В этом, несомненно, отда­ ют себе отчет все компетентные люди — да­ же те, кто в силу разных причин делает вид, что ничего не произойдет. О таком груст­ ном исходе прямо свидетельствует печаль­ ный опыт соседних территорий. Дожди, за­ лившие ныне Хакасию от Минусинской кот­ ловины до верховьев Чулыма, Хакасию, всегда славившуюся солнцем и сухостью климата, горячими ветрами,—вызваны не­ предвиденным «поведением» Саяно-Шушен­ ской и Красноярской гидростанций. А угроза наводнения, надвинувшаяся прошлым летом на Красноярск? А размытые июльским (!) паводком тракты в районе Абакана? Не окажутся ли в подобной ситуации Бийск (он в котловине), Барнаул, Новосибирск?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2