Сибирские огни № 007 - 1990

вопрос: кто я ¡на своей земле, на земле пред­ ков? Глубоко и основательно стоит по­ думать и об этом. Процесс сложения моно­ литной алтайской народности не завершен, консолидационные процессы идут интенсив­ но. Растет национальное самосознание, на новой основе формируются национальные интересы. Эти интересы отнюдь не всегда могут совпадать полностью даже с интере­ сами других народов нашей страны, не го­ воря уж о вожделениях «богатых» ве­ домств. Последние ведут себя слишком «по- купечески»: захотят — дадут средства на дороги, на другие социальные нужды (бу­ дучи кровно заинтересованными в росте капиталовложений), подкупая, таким обра­ зом, какую-то часть населения; захотят — не дадут (попробуй чем-то не потрафить). Товарищи, но ведь деньги-то наши, трудо­ вые! Мы их даем подобным министерствам, а они уж организуют «стройки века», со­ держат себя и, «от щедрот своих», раздают нам «блага» по своему усмотрению. Не по­ ра ли от слов о гласности перейти, наконец, к настоящей гласности? И именно поэтому вопрос о Катунской ГЭС, об отношении к ней жителей Горного Алтая (а он так или иначе касается всего населения) должен быть решен только пос­ ле проведения референдума. У нас это дело новое, неизвестное, но оно не станет прави­ лом, если мы ни разу не испытаем его въяве. Пусть же «катунская проблема» впервые решится не в тиши кабинетов людьми, ни разу не видевшими той земли, которая бу­ дет изуродована росчерком их пера, или людьми с атрофированным эстетическим и гуманистическим восприятием мира. Пусть ее решат те, кто веками живет на этой зем­ ле. Пора бы отказаться от мифа о «добром дяде», сидящем «далеко-высоко» и наперед знающем, что такое народное счастье. Пора отказаться от практики «загонять» — кну­ том ли, пряником ли ■— в это самое счастье. Ожглись уже, будет! Впрочем, может быть, люди сами захотят бросить свои родные места, получить новые специальности, сме­ нить образ жизни? Но пока не выходят из головы слова одной из моих собеседниц- алтаек: «Деревни будут затоплять, а ста­ рики плачут». Когда-то Ф. М. Достоевский изложил свое кредо в понимании примени­ мости средств для достижения поставленной цели: весь мир не стоит слезинки ребенка. А слез старика? Давайте подумаем, ведь Катунская ГЭС — это и нравственная проблема. В любом случае ¡необходимо широкое этносоциологическое обследование, ибо об­ становка в Горном Алтае отнюдь не проста. Это и демографические трудности — в ча­ стности, в некоторых поселках не хватает невест; это и проблемы занятости населения — особенно среди молодого поколения; это и проблема оптимального хозяйственного комплекса в специфических условиях Гор­ ного Алтая, и многие другие сложные со­ циально-экономические моменты. Одной мерой, одним способом, с маху их не ре­ шить. Необходима тщательно продуманная совокупность мер, необходима ¡научная программа самых разнообразных мероприя­ тий — наподобие той, что была разработа­ на в самом начале 20-х годов ведущими учеными, в том числе и этнографами. Ка­ тунская же ГЭС в качестве способа ликви­ дации всех проблем — это вредоносный миф, способный лишь усугубить сложности. Практика «скоростной» индустриализации показывает, что гусеницы и нож бульдозера всегда направлены на самое святое и доро­ гое для человека, не забывшего самого се­ бя. Катунь — своего рода живой ствол Алтайских гор. Ветви — ее многочисленные притоки. Подумаем, что такое среднее те­ чение Катуни для Алтая? Здесь сфокусиро­ ваны многие важные этапы не только соб­ ственно алтайской истории. Горный Алтай — это вообще один из узлов всемирной ис­ тории, ее, так сказать, «нервное сплетение». С этой точки зрения он является общечело­ веческим достоянием, на целостность кото­ рого мы просто не вправе покушаться. Оби­ лие археологических памятников — одна из характерных черт алтайского ландшафта; горные степи катунского бассейна букваль­ но ими «нашпигованы». Что произойдет с ними? Могут заверить, что в зоне затопле­ ния ведутся интенсивные археологические работы, а значит, памятники будут спасены. Но я не верю этому: имея опыт работы в археологических экспедициях, знаю, сколь быстро и небрежно ведутся подобные спа­ сательные раскопки. Тут уж не до науки, не до «прослеживаний» и работы кисточкой. Важно одно: скорее и больше раскопать, тем более, что заинтересованное министерст­ во (дабы соблюсти проформу) дает неплохие средства, каковые следует освоить во что бы то ни стало, и чем раньше, тем лучше. К тому же, при ведении «спасательных ра­ бот» научные интересы и желания ¡археоло­ га просто не учитываются: надо так надо. И сидит он, бедный, в горах Алтая, а душа, мысли (да и знания) где-нибудь в Забай­ калье, а то и вовсе в Китае. Таким образом, и о научной добросовестности ведущих раскопки зачастую можно говорить лишь условно. Да и при всем желании нельзя ни раскопать, ни спасти всего. Когда готови­ лось, например, ложе Красноярского водо­ хранилища, интенсивные археологические работы тоже велись, а древние предметы, как писала недавно «Правда», вымываются водами до сих пор. Почему? Да потому, что при нашей отсталой методике ведения ар­ хеологических раскопок, при нашем недоста­ точном знании древней истории региона в поле зрения попадают обычно те памятники, которые имеют надмогильные сооруже­ ния. Грунтовые могильники, поселения обна­ руживаются, как правило, чисто случайно. Иными словами, если археологи «выберут» курганные могильники ранних кочевников и древних тюрков, разберут «оградки» эпохи раннего металла и т. д. —это будут далеко не все спасенные памятники. Неоткрытые грунтовые могильники и древние поселения пойдут под воду, разрушатся, затянутся илом. Вода смоет так и не прочитанную страницу истории человечества. Не мешало бы вспомнить и недавнее прошлое среднего течения Катуни. Этот ре­ гион связан со многими славными именами: здесь собирал фольклор Н. Я. Никифоров, писал картины Г. И. Гуркин. Сюда не раз приезжал известный сибирский ученый и общественный деятель Г. Н. Потанин. На­ чиная с 1910-х годов, здесь жил, собирая уникальные этнографические и музыкальные материалы, А. В. Анохин. Позже эти места стали полем деятельности П. Кучияка. Це

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2