Сибирские огни № 007 - 1990
вопрос: кто я ¡на своей земле, на земле пред ков? Глубоко и основательно стоит по думать и об этом. Процесс сложения моно литной алтайской народности не завершен, консолидационные процессы идут интенсив но. Растет национальное самосознание, на новой основе формируются национальные интересы. Эти интересы отнюдь не всегда могут совпадать полностью даже с интере сами других народов нашей страны, не го воря уж о вожделениях «богатых» ве домств. Последние ведут себя слишком «по- купечески»: захотят — дадут средства на дороги, на другие социальные нужды (бу дучи кровно заинтересованными в росте капиталовложений), подкупая, таким обра зом, какую-то часть населения; захотят — не дадут (попробуй чем-то не потрафить). Товарищи, но ведь деньги-то наши, трудо вые! Мы их даем подобным министерствам, а они уж организуют «стройки века», со держат себя и, «от щедрот своих», раздают нам «блага» по своему усмотрению. Не по ра ли от слов о гласности перейти, наконец, к настоящей гласности? И именно поэтому вопрос о Катунской ГЭС, об отношении к ней жителей Горного Алтая (а он так или иначе касается всего населения) должен быть решен только пос ле проведения референдума. У нас это дело новое, неизвестное, но оно не станет прави лом, если мы ни разу не испытаем его въяве. Пусть же «катунская проблема» впервые решится не в тиши кабинетов людьми, ни разу не видевшими той земли, которая бу дет изуродована росчерком их пера, или людьми с атрофированным эстетическим и гуманистическим восприятием мира. Пусть ее решат те, кто веками живет на этой зем ле. Пора бы отказаться от мифа о «добром дяде», сидящем «далеко-высоко» и наперед знающем, что такое народное счастье. Пора отказаться от практики «загонять» — кну том ли, пряником ли ■— в это самое счастье. Ожглись уже, будет! Впрочем, может быть, люди сами захотят бросить свои родные места, получить новые специальности, сме нить образ жизни? Но пока не выходят из головы слова одной из моих собеседниц- алтаек: «Деревни будут затоплять, а ста рики плачут». Когда-то Ф. М. Достоевский изложил свое кредо в понимании примени мости средств для достижения поставленной цели: весь мир не стоит слезинки ребенка. А слез старика? Давайте подумаем, ведь Катунская ГЭС — это и нравственная проблема. В любом случае ¡необходимо широкое этносоциологическое обследование, ибо об становка в Горном Алтае отнюдь не проста. Это и демографические трудности — в ча стности, в некоторых поселках не хватает невест; это и проблемы занятости населения — особенно среди молодого поколения; это и проблема оптимального хозяйственного комплекса в специфических условиях Гор ного Алтая, и многие другие сложные со циально-экономические моменты. Одной мерой, одним способом, с маху их не ре шить. Необходима тщательно продуманная совокупность мер, необходима ¡научная программа самых разнообразных мероприя тий — наподобие той, что была разработа на в самом начале 20-х годов ведущими учеными, в том числе и этнографами. Ка тунская же ГЭС в качестве способа ликви дации всех проблем — это вредоносный миф, способный лишь усугубить сложности. Практика «скоростной» индустриализации показывает, что гусеницы и нож бульдозера всегда направлены на самое святое и доро гое для человека, не забывшего самого се бя. Катунь — своего рода живой ствол Алтайских гор. Ветви — ее многочисленные притоки. Подумаем, что такое среднее те чение Катуни для Алтая? Здесь сфокусиро ваны многие важные этапы не только соб ственно алтайской истории. Горный Алтай — это вообще один из узлов всемирной ис тории, ее, так сказать, «нервное сплетение». С этой точки зрения он является общечело веческим достоянием, на целостность кото рого мы просто не вправе покушаться. Оби лие археологических памятников — одна из характерных черт алтайского ландшафта; горные степи катунского бассейна букваль но ими «нашпигованы». Что произойдет с ними? Могут заверить, что в зоне затопле ния ведутся интенсивные археологические работы, а значит, памятники будут спасены. Но я не верю этому: имея опыт работы в археологических экспедициях, знаю, сколь быстро и небрежно ведутся подобные спа сательные раскопки. Тут уж не до науки, не до «прослеживаний» и работы кисточкой. Важно одно: скорее и больше раскопать, тем более, что заинтересованное министерст во (дабы соблюсти проформу) дает неплохие средства, каковые следует освоить во что бы то ни стало, и чем раньше, тем лучше. К тому же, при ведении «спасательных ра бот» научные интересы и желания ¡археоло га просто не учитываются: надо так надо. И сидит он, бедный, в горах Алтая, а душа, мысли (да и знания) где-нибудь в Забай калье, а то и вовсе в Китае. Таким образом, и о научной добросовестности ведущих раскопки зачастую можно говорить лишь условно. Да и при всем желании нельзя ни раскопать, ни спасти всего. Когда готови лось, например, ложе Красноярского водо хранилища, интенсивные археологические работы тоже велись, а древние предметы, как писала недавно «Правда», вымываются водами до сих пор. Почему? Да потому, что при нашей отсталой методике ведения ар хеологических раскопок, при нашем недоста точном знании древней истории региона в поле зрения попадают обычно те памятники, которые имеют надмогильные сооруже ния. Грунтовые могильники, поселения обна руживаются, как правило, чисто случайно. Иными словами, если археологи «выберут» курганные могильники ранних кочевников и древних тюрков, разберут «оградки» эпохи раннего металла и т. д. —это будут далеко не все спасенные памятники. Неоткрытые грунтовые могильники и древние поселения пойдут под воду, разрушатся, затянутся илом. Вода смоет так и не прочитанную страницу истории человечества. Не мешало бы вспомнить и недавнее прошлое среднего течения Катуни. Этот ре гион связан со многими славными именами: здесь собирал фольклор Н. Я. Никифоров, писал картины Г. И. Гуркин. Сюда не раз приезжал известный сибирский ученый и общественный деятель Г. Н. Потанин. На чиная с 1910-х годов, здесь жил, собирая уникальные этнографические и музыкальные материалы, А. В. Анохин. Позже эти места стали полем деятельности П. Кучияка. Це
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2