Сибирские огни № 007 - 1990
Так почему бы Минэнерго не вложить свои «капиталы» в постройку нескольких гелио станций на богатых солнцем высокогорьях или не учесть того, что ветры в Горном Ал тае отличаются завидным постоянством си лы и направления? Такое решение находи лось бы на уровне века и, кстати, позволило бы трудоустроить значительное количество местной молодежи, не вырывая ее из род ных мест, с наименьшими моральными из держками. Но вернемся в прошлое. Еще одно послед ствие широкомасштабного «земледельческо го освоения» Горного Алтая — обширные площади некогда распаханных полей. Ныне они заброшены и вряд ли когда-либо будут возрождены. Причина проста: глубокая вспашка полностью уничтожила весьма тон кий гумусный слой (его мощность не пре вышает 10—20 см почти повсеместно). Он был затем полностью вымыт стоком вод, разнесен ветрами. Образовались огромные пространства, усеянные россыпями камней, белых от засоления. Прошли десятки лет, а трава на таких «полях» и сейчас чахлая да редкая. Поезжайте, скажем, в Урсульскую степь, что в Онгудайском районе,—и вы увидите все это своими глазами. Так за не сколько лет были уничтожены тысячи гек таров былых пастбищ, беспрерывно исполь зовавшихся скотоводами в течение тысяче летий. Неразумная экономическая (а зна чит, и национальная) политика потерпела крах. Хозяйство Горного Алтая так и осталось преимущественно животноводческим: тради ции, богатые навыки населения, да и сама природа внесли свои коррективы в скоропа лительные «перевороты» и «переводы». Ка залось бы, этот жестокий урок должен был научить: что хорошо в одном регионе, у од ного народа,— не всегда и не совсем пригод но (или совсем не пригодно) в другом ме сте, у другого народа. Видимо, в обозримом будущем именно на животноводстве будет, как и ныне, базироваться развитие области; по крайней мере, так должно бы быть... Но увы —все начинается сначала: декларируя заботу о нуждах народа, мы фактически обезземеливаем его, лишаем коренных жи телей Алтайских гор их исторических кор ней. Поставим вопрос несколько иначе: а го тово ли коренное население заселить пяти десятитысячный город —• спутник Катун- ской ГЭС? Кто именно будет в нем жить? По переписи 1979 года алтайцев насчитыва ется 62 тысячи человек, причем некоторая их часть живет за пределами области. Это значит, что построенный город по числу жи телей будет почти равен численности всего коренного населения. И если даже какой-то процент (алтайцев переберется туда, новый город в любом случае будет состоять из лю дей приезжих. Практика показывает, что мощные инонациональные потоки переселен цев остро сказываются на социальном са мочувствии аборигенов. Достаточно вспом нить непростую ситуацию в Прибалтике, где интенсивное промышленное строительство привлекло массу людей из различных регио нов страны, не всегда, к тому же, помня щих поговорку о «своем уставе в чужом мо настыре». Трагическая же ситуация на севе ре Сибири вообще не нуждается в коммен тариях. Показательна и ситуация в Средней Азии: при избытке трудоспособного населе ния промышленные предприятия испытыва ют постоянную нехватку рабочих рук, а ли ца русской национальности составляют до 70% от общего количества занятых в инду стрии. Так что же будет в Горном Алтае? В то время как руководство области не видит (или делает вид, что не видит) этого аспек та проблемы строительства ГЭС, из моей па мяти не идет случайный разговор с дорож ными попутчицами — двумя алтайскими женщинами из Шебалинского района. Одна из них, когда разговор зашел о будущем го роде, задумавшись, вдруг тихо сказала: «А ведь тогда через 10—15 лет нас, алтайцев, вообще не будет, мы растворимся...» Конеч но, с точки зрения этнографии, этот срок не реален для исчезновения народа (если исключить геноцид), но проблема есть. И строительство станции, мощный приток людей иной национальности связываются в сознании коренных жителей с возможной потерей собственных национальных черт, с потенциальным исчезновением этноса как такового. Угроза реальна: именно в этом на правлении идут события на обском Севере, в некоторых районах соседней Тувы, Хака сии. Кто и как прогнозирует межнацио нальную ситуацию, которая складывается уже в ходе подготовительных работ? Кто ответит за ее, быть может, не совсем при ятные, неожиданные последствия? Вряд ли эту ответственность возьмет на себя Мин энерго или партийно-советский аппарат об ласти. Не довольно ли с нас Алма-Аты и Нагорного Карабаха? Нет, это не запуги вание, а реальные опасения. Межнациональ ные отношения в Горном Алтае достаточно сложны; более того, с середины 70-х годов они заметно обострились (об этом свиде тельствуют факты), и отмахиваться от это го нельзя. Город, допустим, построили, Кто будет работать на его предприятиях, обслуживать ГЭС? Может быть, уже сейчас, загодя, го товятся кадры ИТР, высококвалифициро ванных рабочих алтайской национальности? Вряд ли. Об этом, скорее всего, просто не задумываются. Значит, опять —в очеред ном «городе будущего» — наиболее вероят ным видом деятельности для местного насе ления станет неквалифицированный, а сле довательно непрестижный, труд. Значит, и здесь — «социальная растерянность» целого народа (есть такой страшноватый социоло гический термин). Есть уже множество при меров, когда индустриальное необдуманное вторжение в традиционную культуру при водит к социальной растерянности и апатии, к люмпенизации коренного населения. Весь нефтяной Север ярко иллюстрирует этот процесс: до 30% аборигенов, «оставив» из вечное оленеводство, приобрели «специаль ности» грузчиков, разнорабочих, уборщиц и т. п. Резко возросла алкоголизация, агрес сивность; увеличилось количество убийств и самоубийств, повысилась смертность в ре зультате несчастных случаев. Слава богу, об этом стали открыто писать в солидных изданиях. Но, может быть, ни в министерст вах, ни на местах ответственные лица не чи тают даже партийной прессы? Так нужен ли все же такой город, такая стройка, которые еще более усложнят межнациональные от ношения, еще острее поставят серьезный
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2