Сибирские огни № 007 - 1990
Людмила ШЕРСТОВА КАТУНСКАЯ ГЭС ГЛАЗАМИ ЭТНОГРАФА К аких только эпитетов не получал за свою долгую историю Горный Алтай! Вот лишь некоторые из них: «Золо тые горы», «Сибирская Швейцария», «Жем чужина Сибири»... Но наш индустриальный (у нас в Союзе) век, столь стремительно из меняющий лик Земли, понемногу добирается и до этого первозданного уголка. Уже «ос воена» тундра и сдвинуты пласты ягельни ков, стонет под мощными пилами западно сибирская тайга. Дожди, похожие на тропи ческие ливни, стали обычными в некогда солнечной Хакасии; от них простужаются и гибнут овцы — тысячные отары мериносов! А мы — в который уж раз —задаемся воп росом: не создать ли еще одно рукотворное море —теперь уже в сердце Алтая? Мнения разделились; они подкрепляются различны ми доводами и аргументами. Но все как-то робеем спросить: а нужна ли Катунская ГЭС коренному населению Горного Алтая? Говорили, конечно, и об этом; но от имени многотысячного народа (не спросив его мне ния) ответило, как всегда, руководство об ласти. Живой пример — в материалах «Правды» (№ 74 от 15 марта 1989 г.) о по сещении Алтайского края Н. И. Рыжковым. Как и почему это происходит, думается, пояснять не стоит — все мы прекрасно зна ем характер взаимоотношений между «обла дателями капитала» и местными властями. Чаще всего (и в данном случае тоже) пред полагается, что гигантские стройки вроде Катунской ГЭС сразу, автоматически, ре шат если не все, то основные проблемы эко номической и социальной жизни региона. Но позвольте: не очередное ли «лекарство от всех болезней»? К несчастью, миф о «сред стве от всех бед», родившись в давние вре мена, и поныне составляет основу мировос приятия многих руководящих работников, да и не их одних. И уж совсем страшно показаться ретроградом, еще раз прямо по ставив вопрос: так нужна ли населению Горно-Алтайской области эта громадная гидростанция (хорошо, если одна)?! До каких пор богатые ведомства, типа Минэнерго, будут решать судьбы не только нынешних, но, что значительно страшнее, будущих поколений? Оставим пока в сторо не экологию, есть и другое, не менее важ ное: строительство ГЭС на Катуни — это еще одно откровенное проявление патерна листских принципов в национальной поли тике; к ним мы настолько привыкли, что не замечаем опасности. Но ведь осужденный ООН патернализм уже принес нашей стра не немало бед, осложнив межнациональные отношения. Сохранение этого принципа — в политике ли, в экономике ли — в наше вре мя просто преступно (на этот счет ясно вы сказалась XIX партийная конференция). В прошлом одним из ярких примеров па терналистского подхода явила собой прак тика коллективизации. В 1932 году Горный Алтай был объявлен «территорией централи зованных хлебопоставок», а традиционное животноводство сворачивалось из-за не хватки рабочих рук, Непродуманность та кой политики привела очень скоро к траги ческим последствиям. «Радетели нового» не учитывали объективного факта: многие районы Горного Алтая по своим природно географическим, климатическим, почвенным условиям не соответствовали ведению зер нового хозяйства. К тому же не было при нято во внимание отсутствие широких зем ледельческих навыков у алтайцев. Коллек тивизация в Горном Алтае означала неиз бежный перевод жителей на оседлость, при чем ускоренными темпами,— а следователь но, стремительное изменение существа жиз ненного уклада. Как показывают исследова ния советских и зарубежных ученых, такие кардинальные ломки традиционного образа жизни сопровождаются сменой физиологиче ских ритмов в человеческом организме: он слабеет, хуже сопротивляется болезням, что ведет к росту смертности. На Алтае следствием переориентации хозяйства с жи вотноводческого на зерновое явилось и па дение престижа традиционных занятий. От звуки этого процесса в наше время —воп рос о чабанах, который во многих хозяйст вах превратился в проблему. Старшее поко ление уходит, а в глазах молодых пастьба скота — недостойное занятие. Вот здесь — в реальном изменении отношения к тради ционному труду — лежит основной кадро вый вопрос, его решение, а не столько и не только в том, насколько ярко будет освеще на чабанская стоянка или кошара. Любому здравомыслящему человеку ясно, что, если даже Минэнерго осуществит свои посулы, к каждой (!) стоянке электричество не подве дут: условия ландшафта и рельефа «не те», на «столбы-провода» денег даже у Креза не хватило бы. К тому же пастбища (а значит, и стоянки) периодически меняются, оста ваясь вне эксплуатации иногда на долгий срок,— такова специфика горно-степного от гонного животноводства. Напомню: в мире (да и у нас кое-где) давно не делают ставки на использование энергетических гигантов в сельском хозяйстве. Есть масса разработок, позволяющих использовать автономные электрические станции; все шире стремятся внедрять «альтернативные» виды энергети ки, базирующиеся на энергии солнца, ветра.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2