Сибирские огни № 007 - 1990
приятия, сокращенно ПДСП. Шутники переосмыслили эту аббревиатуру по- своему: приют для списанных пилотов. А что, похоже... Самое трудное —заинтересовать соб равшихся. Но тут мне пришла на по мощь история Томска, которой я посвя тил одну из своих книг. В ней есть гла ва о развитии сибирского воздухоплава ния. С нее я и начал. 1791 год: ссыль ный Радищев поднял над Соляной пло щадью Томска воздушный шар. 1910: то мичи создали второй в России аэротех- нический кружок. 1927: ими же построе на первая сибирская авиетка. 1930: на базе четырех вузовских городов, имею щих авиационную специальность (Моск ва, Ленинград, Томск, Новочеркасск), образован первый в стране авиацион ный институт. Томск воспитал немало прославленных авиаторов. В их числе — конструкторы вертолетов Николай Ка мов, Михаил Миль и другие. Надо было видеть, как постепенно оживились, запереглядывались пилоты «МИ-четверок» и «МИ-восьмерок». Ста ли задавать вопросы, затеяли разговор. Со дня вчерашнего он незаметно пере местился в день сегодняшний. И снова лица в зале поскучнели, сделались на супленными, отчужденными. — Что так? — удивился я. — А вы у Шепелева спросите,—не без иронии посоветовал кто-то из задних рядов. По нынешним временам он у нас самый опытный. — Спрашивал... Вы-то как к его «опытности» относитесь? В ответ — молчание. — И все-таки? — Кому понравится, когда тебя через коленку ломают? — То есть? — А хотя бы комиссию из министер ства взять,—решительно грохнул сиде ньем пилот с обветренным до красноты лицом.—Приехали и ну выдергивать. Этому внушают, что Шепелев хочет на мутной воде в герои выскочить. Этого подхваливают, мол, ты у нас на виду, не подведи... Этого, наоборот, запугивают. Не впрямую, конечно, а все больше на меками, вежливо, не подкопаешься. Ополчились, ну совсем как командир летного отряда... И вот результат,—он обвел рукою зал и, споткнувшись взгля дом о Шепелева, опустился на сиденье. Фамилия командира летного отряда Павла Иосифовича Проковского не была названа, но она витала в воздухе, вызы вая тяжкие вздохи, шевеление. Не трудно догадаться почему. Б отряде хо рошо помнят ЧП, с которого начиналась его служба. Его исключили из партии, на год отстранили от летной работы, а когда срок наказания истек, не нашлось командиров, которые бы согласились его взять к себе вторым пилотом. Кроме Шепелева. «Оступился парень,—рассу дил Владимир Григорьевич.—Помочь надо». И помог: учил, опекал, выдвигал. Напомогался. Правильно говорят в на роде: не вспоивши, не вскормивши, врага не наживешь. Особенно опасны такие вот, как Павел Иосифович — представительные, речистые, умеющие ходить по аппаратным лестницам. — Все связано,—поднялся между тем другой пилот.—Посмотрите, как мы жи вем. По углам да по общежитиям. С семьями! Квартир у большинства нет и не светит. Кругом от устава зависим, от начальства. Ну просто заложники! Это к вопросу об условиях, о самостоя тельности... Теперь о производительно сти труда. Разговоров о ней много, а стимулов ну никаких. Уравниловка по налету —вот и весь стимул. А чуть кто высунулся, назад его! Как я понимаю, вся беда в том, что вожжи по-прежнему не у нас, а где-то далеко наверху... Я чувствовал, что люди стосковались по откровенному разговору —без прези диума, без протокола, без начальства. Они сильны физически, но в душе у каждого накопилось немало болестей. Им не хватает единства и единодушия, однако, тяготясь этим, они не уверены, что завтра смогут объединиться и уда рить, где надо, кулаком по столу. Не у каждого такой характер, как у Шепеле ва... С тех пор немало воды утекло. Сле дом за словами перестройка, демокра тия, гласность запорхали повсюду и дру гие — хозрасчет, модель первая, модель вторая... Покружив в министерских ко ридорах, они разлетелись вокруг, рож дая на местах новые надежды и поры вы. Достигли и Стрежевского объеди ненного авиаотряда. А поскольку на этот раз они исходили не от Шепелева (по определению Проковского, разлагаю ще действовавшего на летный состав), началась и здесь отработка многообе щающего механизма. Все пошло в дело —предложения Владимира Григорьеви ча и его товарищей, расчеты специали стов. Но едва выяснилось, что при но вой организации труда и оплаты пятую часть летного состава придется сокра тить, последовал приказ: отставить са модеятельность до лучших времен. А они все не наступали, эти времена. По судьбе Шепелева это прослеживает ся особенно наглядно. Из ПДСП переве ли его в сменные заместители началь ника аэропорта. Вот, дескать, какое у нас ангельское терпение, не помним зла, по-прежнему доверяем ответственные посты. Будто наградили. Но если при смотреться внимательнее, награда эта на подножку похожа. Нет у Шепелева к подобной работе ни тяги, ни склонно сти. Специальных знаний и опыта тоже нет. Зато трудностей хоть отбавляй: хо зяйство сложное, коллектив большой — одни на совесть выкладываются, другие только вид делают, для третьих свой ин терес превыше всего. Чуть тронь тако го — сразу вопли, обвинения, разбира тельство. Но ведь и не трогать нельзя... Помучился Шепелев, помучился на новом месте да и решил на вертолет вернуться. Любым способом. Начал хо датайствовать о восстановлении на лет ной службе. Но не тут-то было. Я со своей стороны пытался помочь ему. Добился еще одной комиссии в Стрежевой, на этот раз из Томска. В нее вошли летчик областного авиаот
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2