Сибирские огни № 007 - 1990
Так Шепелев думал, об этом говорил, где только мог, так работал. С ним со глашались, его поправляли и дополня ли, его просили не забегать вперед. По том стали строжиться: даже во имя са мой большой экономии нельзя посту паться безопасностью полетов — чело век дороже всего! Шепелев едва сдерживал себя: это на до же, все его предложения свести к та кой простенькой обкатанной отговорке! И потом разве он за бездумное наруше ние летных правил? Напротив. Допуск к сложным работам каждый пилот дол жен заработать в поте лица своего. Главное — пройти школу у опытного командира, а это путь тяжкий, не быст рый. Уравниловка еще ни к чему хоро шему не приводила, ненужная регла ментация — тем более. И не специали сту ясно: инструкция сама по себе от аварии не спасет, только мастерство, стремление самосовершенствоваться, любовь к делу... И вот наступил 1985-й год. В стране начали меняться оценки и подходы, не вызывавшие прежде сомнений. Обод ренный этим, Шепелев вынес наболев шие вопросы на обсуждение коммуни стов отряда. Те дружно поддержали его, дополнили, благо, в коллективе немало и других тарзанов. С решением кол лектива Шепелев отправился в Москву, побывал в своем министерстве, в ЦК партии, встретился с корреспондентом «Воздушного транспорта». Но быстро сказка сказывается, долго дело делает ся. Вновь началась «борьба на выжида ние». Радостное возбуждение в отряде сменилось разочарованием, у одних вы звало уныние, у других равнодушие. И только Шепелев продолжал стоять на своем, раздражая своим упорством ру ководство, теряя выдержку и осторож ность, забывая, что теперь каждый его неверный шаг может вызвать обвал. И —сорвался. 10 сентября 1986 года, поднимая с вертодрома в Пионерном свой МИ-8, он вынужденно уклонил ма шину от стаи внезапно взлетевших птиц. Это зафиксировала система авто матической регистрации параметров по лета. Пришлось писать объяснительную. На том бы дело, вероятно, и кончилось, если бы через десять дней Шепелев не выступил на очередном партийном соб рании все с теми же предложениями и претензиями к руководству отряда и ес ли бы сообщение об этом не появилось в районной газете «Северная звезда». На этот раз терпение отцов-командиров лопнуло: пусть с запозданием, но они выстригли ему талон за неуставной взлет в Пионерном. Не от хорошей жизни спокойные по природе и уравновешенные люди ста новятся конфликтными, не от дурного характера лезут на рожон, запальчиво вспоминают про былые заслуги, взывая к разуму, к памяти. Их постоянная взвинченность, напористость начинают утомлять даже единомышленников, а уж сторонних людей — и подавно. Так случилось и с Шепелевым. Он заметал ся, в его стихах появилась едкая горечь: ...На все запреты: крен большой не делай. Тангаж держи не больше десяти. На землю спустим, если будешь смелым! Не порть пилотов! Воду не мути! Бумажный век. Век правил и уставов. На каждый случай их не написать. Есть много лишних. Мы от них устали. И встал вопрос: летать иль не летать? Я на него ответил однозначно, И вот наказан всем другим во страх: К земле приставлен я, а это значит, Что бюрократ силен и в небесах. В сердцах Шепелев написал рапорт о досрочном уходе на пенсию (в ту пору ему исполнилось 54 года). Одумался бы ло. а рапорт уже в Западно-Сибирском управлении. Ринулся туда, прекрасно зная, что с подачи руководителей авиа отряда в Новосибирске его давно уже числят злостным нарушителем летной дисциплины... Едва Шепелев за порог, в Стрежевой (бывают же такие совпадения!) прибыла комиссия Министерства гражданской авиации — начальник инспекции Н Б. Рыжаков и начальник вертолетного от дела А. И. Ермаков, оба в прошлом пи лоты томских авиапредприятий, близко знакомые и с Владимиром Григорьеви чем и с его товарищами. Когда-то вме сте поругивали бюрократические инст рукции, летали «не по правилам», меч тали о более совершенных взаимоотно шениях с заказчиками. В подтвержде- ние того, что их позиция не изменилась, представители министерства доложили коллективу, что часть запретов, против которых боролись в отряде, снята: вме сто трех контрольных кругов при посад ке теперь можно делать один, упрощена контрольная карта обязательных прове рок, сделаны другие назревшие пере мены. На очереди более глубокие преоб разования, так что письмо коммуни стов, в основных чертах, поддержано. С Шепелевым дело сложней. Он давно и сознательно пренебрегает уставными требованиями, любыми способами стре мится выделиться, допускает грубейшие нарушения, а получив справедливое на казание, впадает в амбицию. Это созда ет в коллективе нервозную обстановку, отвлекает от главного... Детали того памятного для многих разбора я узнал не совсем обычным об разом — на авторской встрече с книго любами авиапредприятия. Еще с начала семидесятых годов такие встречи в Стрежевом стали традицией. Не знаю, как читателям, а мне, человеку, немало написавшему именно об этом крае и его людях, они неизменно интересны. Ведь каждая встреча несет массу новой ин формации, имеет свой сюжет, что-то проясняет и уточняет. Вот и эта вышла далеко за литературные рамки, косну лась весьма непростых вопросов, по этому имеет смысл остановиться на ней подробнее. Представьте себе небольшой актовый зал с окнами на летную полосу, ряды темно-синих форменок, знакомые и не знакомые лица. Шепелев, так ничего и не добившийся в Западно-Сибирском управлении, тоже здесь. Теперь он ис полняет обязанности начальника произ водственно-диспетчерской службы пред- 5 Сибирские огни № 7
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2