Сибирские огни № 007 - 1990

Так Шепелев думал, об этом говорил, где только мог, так работал. С ним со­ глашались, его поправляли и дополня­ ли, его просили не забегать вперед. По­ том стали строжиться: даже во имя са­ мой большой экономии нельзя посту­ паться безопасностью полетов — чело­ век дороже всего! Шепелев едва сдерживал себя: это на­ до же, все его предложения свести к та­ кой простенькой обкатанной отговорке! И потом разве он за бездумное наруше­ ние летных правил? Напротив. Допуск к сложным работам каждый пилот дол­ жен заработать в поте лица своего. Главное — пройти школу у опытного командира, а это путь тяжкий, не быст­ рый. Уравниловка еще ни к чему хоро­ шему не приводила, ненужная регла­ ментация — тем более. И не специали­ сту ясно: инструкция сама по себе от аварии не спасет, только мастерство, стремление самосовершенствоваться, любовь к делу... И вот наступил 1985-й год. В стране начали меняться оценки и подходы, не вызывавшие прежде сомнений. Обод­ ренный этим, Шепелев вынес наболев­ шие вопросы на обсуждение коммуни­ стов отряда. Те дружно поддержали его, дополнили, благо, в коллективе немало и других тарзанов. С решением кол­ лектива Шепелев отправился в Москву, побывал в своем министерстве, в ЦК партии, встретился с корреспондентом «Воздушного транспорта». Но быстро сказка сказывается, долго дело делает­ ся. Вновь началась «борьба на выжида­ ние». Радостное возбуждение в отряде сменилось разочарованием, у одних вы­ звало уныние, у других равнодушие. И только Шепелев продолжал стоять на своем, раздражая своим упорством ру­ ководство, теряя выдержку и осторож­ ность, забывая, что теперь каждый его неверный шаг может вызвать обвал. И —сорвался. 10 сентября 1986 года, поднимая с вертодрома в Пионерном свой МИ-8, он вынужденно уклонил ма­ шину от стаи внезапно взлетевших птиц. Это зафиксировала система авто­ матической регистрации параметров по­ лета. Пришлось писать объяснительную. На том бы дело, вероятно, и кончилось, если бы через десять дней Шепелев не выступил на очередном партийном соб­ рании все с теми же предложениями и претензиями к руководству отряда и ес­ ли бы сообщение об этом не появилось в районной газете «Северная звезда». На этот раз терпение отцов-командиров лопнуло: пусть с запозданием, но они выстригли ему талон за неуставной взлет в Пионерном. Не от хорошей жизни спокойные по природе и уравновешенные люди ста­ новятся конфликтными, не от дурного характера лезут на рожон, запальчиво вспоминают про былые заслуги, взывая к разуму, к памяти. Их постоянная взвинченность, напористость начинают утомлять даже единомышленников, а уж сторонних людей — и подавно. Так случилось и с Шепелевым. Он заметал­ ся, в его стихах появилась едкая горечь: ...На все запреты: крен большой не делай. Тангаж держи не больше десяти. На землю спустим, если будешь смелым! Не порть пилотов! Воду не мути! Бумажный век. Век правил и уставов. На каждый случай их не написать. Есть много лишних. Мы от них устали. И встал вопрос: летать иль не летать? Я на него ответил однозначно, И вот наказан всем другим во страх: К земле приставлен я, а это значит, Что бюрократ силен и в небесах. В сердцах Шепелев написал рапорт о досрочном уходе на пенсию (в ту пору ему исполнилось 54 года). Одумался бы­ ло. а рапорт уже в Западно-Сибирском управлении. Ринулся туда, прекрасно зная, что с подачи руководителей авиа­ отряда в Новосибирске его давно уже числят злостным нарушителем летной дисциплины... Едва Шепелев за порог, в Стрежевой (бывают же такие совпадения!) прибыла комиссия Министерства гражданской авиации — начальник инспекции Н Б. Рыжаков и начальник вертолетного от­ дела А. И. Ермаков, оба в прошлом пи­ лоты томских авиапредприятий, близко знакомые и с Владимиром Григорьеви­ чем и с его товарищами. Когда-то вме­ сте поругивали бюрократические инст­ рукции, летали «не по правилам», меч­ тали о более совершенных взаимоотно­ шениях с заказчиками. В подтвержде- ние того, что их позиция не изменилась, представители министерства доложили коллективу, что часть запретов, против которых боролись в отряде, снята: вме­ сто трех контрольных кругов при посад­ ке теперь можно делать один, упрощена контрольная карта обязательных прове­ рок, сделаны другие назревшие пере­ мены. На очереди более глубокие преоб­ разования, так что письмо коммуни­ стов, в основных чертах, поддержано. С Шепелевым дело сложней. Он давно и сознательно пренебрегает уставными требованиями, любыми способами стре­ мится выделиться, допускает грубейшие нарушения, а получив справедливое на­ казание, впадает в амбицию. Это созда­ ет в коллективе нервозную обстановку, отвлекает от главного... Детали того памятного для многих разбора я узнал не совсем обычным об­ разом — на авторской встрече с книго­ любами авиапредприятия. Еще с начала семидесятых годов такие встречи в Стрежевом стали традицией. Не знаю, как читателям, а мне, человеку, немало написавшему именно об этом крае и его людях, они неизменно интересны. Ведь каждая встреча несет массу новой ин­ формации, имеет свой сюжет, что-то проясняет и уточняет. Вот и эта вышла далеко за литературные рамки, косну­ лась весьма непростых вопросов, по­ этому имеет смысл остановиться на ней подробнее. Представьте себе небольшой актовый зал с окнами на летную полосу, ряды темно-синих форменок, знакомые и не­ знакомые лица. Шепелев, так ничего и не добившийся в Западно-Сибирском управлении, тоже здесь. Теперь он ис­ полняет обязанности начальника произ­ водственно-диспетчерской службы пред- 5 Сибирские огни № 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2