Сибирские огни № 007 - 1990

ка. Главное — точный расчет, внима­ ние, душевный подъем, а не отбывалов­ ка. Хочу закончить свой век пилотом, а не роботом. И тут наш разговор круто повернул в прошлое, в 1955 год, когда вслед за открытием нефтегазовых месторожде­ ний Западной Сибири появился в Сиби­ ри первый вертолет. Именно на том, первом, Шепелев летал бортмехаником. Десять лет спустя окончил экстерном Кременчугское летное училище, а в 1967-м стал командиром «МИ-4». К че­ му он это вспомнил? А к тому, что на его глазах, с его участием отрабатыва­ лись наиболее рациональные приемы технологической авиации. Не обходи­ лось без жертв. Особенно вначале. Одни экипажи гибли из-за несовершенства машин, другие по собственной неосто­ рожности, третьи из-за того, что, прогу­ ляв ночь, отсыпались в воздухе. Шло время. Менялись, усложнялись руководства по летной эксплуатации, наставления по производству полетов и другие документы. Вместе с ценным опытом испытателей и практиков они вобрали в себя и немало перестраховоч­ ных моментов. Ну, зачем, скажем, де­ лать непременно три контрольных кру­ га при взлете и посадке на заученную, как отче наш, вертолетную площадку, если и одним обойтись можно? Это сэкономит минимум двадцать минут и тридцать литров керосина. А сколько за день приходится делать таких взлетов и посадок, сколько теряется времени и топлива впустую? Или противообледени- тельная система. Стоит ли при темпера­ туре ниже пяти градусов тепла гонять ее постоянно? Не разумнее ли дать пра­ во пилоту по собственному усмотрению включать и выключать ее? Тоже ведь весьма прожорливое устройство. А кто придумал спектакль под названием «карта обязательных проверок»? Вме­ сто того, чтобы помогать командиру при запуске двигателя, взлете и посад­ ке, второй пилот вынужден зачитывать ему эту самую карту, а тот отвечать на нее. Хорошо, если погода нормальная, а если нет? Попробуй одновременно пере­ говариваться с диспетчерским пунктом, управлять машиной и отвечать на шко­ лярские вопросы. Тут не о безопасности полетов впору говорить, а об их деста­ билизации. О бесхозяйственности толсе. Еще в середине семидесятых завел Шепелев путевую тетрадь. В ней он от­ мечал каждый свой маршрут, расстоя­ ние, скорость, использование попутного ветра и другие данные. Сопоставив на­ блюдения за продолжительное время, пришел к выводу, что для вертолетов с внешней подвеской часовой расход топ­ лива можно уменьшить на 8, а без под­ вески на 46 килограммов. Для этого надо учитывать прежде всего дальность по­ лета, а не его продолжительность, как принято, смелей переходить на крейсер­ ские скорости, рекомендованные, кста­ ти, руководством по летной эксплуата­ ции, но не во всех подразделениях при­ нятые Далее он подсчитал экономиче­ ский эффект от радиофикации основ­ ных посадочных площадок, на которых работает Стрежевской авиаотряд. Любопытны и другие его соображе­ ния: «Пора закрепить за определенными организациями постоянные экипажи, которые работали бы на сквозном бригадном подряде. Это повысит произ­ водительность полетов на 20—25%. По­ ра готовить экипажи, имеющие допуск к полетам с внешней подвеской ночью и к производству сложных монтажных работ днем. Одновременно и в полном взаимодействии вести учебу стропалей и наземных бригад. Создать мобильные группы для выполнения массовых пере­ возок на малые расстояния за кратчай­ шее время. Исключить полеты с одно­ сторонней загрузкой, обеспечить заправ­ ку и дозаправку вертолетов на месте, подтянуть продбазы к объектам, сде­ лать маршруты наикратчайшими. Для увеличения коммерческой загрузки ис­ пользовать фюзеляжи... Да если все возможности четкой, хорошо отлажен­ ной работы одного лишь Стрежевского авиаотряда подсчитать, то годовая эко­ номия окажется не меньше десяти мил­ лионов рублей. Специально подсчиты­ вал! У заказчиков возможностей еще боль­ ше. Горько на их работу с вертолета смотреть — пластают лес почем зря, палы пускают, бросают в тайге дорого­ стоящую технику, мешки с цементом, панели для домов. Нефтепроводы не при- гружают, как надо, ломают гусеницами, вот они и рвутся... Звери гибнут, птицы, природа... Для тех же вертолетных пло­ щадок на Оленьем, на Вахе и в других местах какие кедрачи загубили? О ка­ честве настилов и говорить не прихо­ дится — сделаны на живульку, кособо­ чатся, в ухабах... Лет двадцать назад казалось: все это временные перекосы. Стоит людям притереться, укоренить­ ся — и жизнь наладится. Внешне вроде так и вышло — построены города, по­ селки, а жизнь буксует. Почему? Да по­ тому, что у сибирской земли много хо­ зяев. Каждое министерство старается побольше взять, поменьше дать. Ну и рабочих соответственно нанимает. Прав­ да что, наемники! Местные при этом хоть как-то стараются бережными быть — свое ведь, а у привозных —никаких тормозов. Им бы свои две недели от­ быть, заработать намеченное, ухватить попутно, что плохо лежит, и назад —на Кавказ, в Белоруссию или Среднюю Азию. Вообще-то дорогое удовольствие —дальние рейсы, но почему бы и не позволить их за счет сибирской казны? Конечно, если пилоты будут работать на совесть, а вахтовики — как удобней, ничего путнего не получится. Надо вме­ сте порядок наводить, каждый в своей отрасли. К голосу одного человека вряд ли кто-то прислушается, но ведь техно­ логическая авиация страны из тысяч специалистов состоит, многих мучат те же проблемы. Значит, надо собрать что- то вроде съезда, обсудить наболевшие вопросы, скоординировать опыт, усилия, новые идеи...»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2