Сибирские огни № 007 - 1990
жкой маститых, а то и на страницы ка кого-нибудь центрального издания по пасть. Так нет же, смолчал, сам себе «неуд» выставил. Не каждый на это способен. Не каждый... Со стихами Шепелева я познакомил ся позже, с его повседневной работой — тоже. Она оказалась не столь экзотич ной и благостной, как представлялась во время нашего литературно-празднич ного полета. Я и помыслить себе не мог, что «герои воздуха», как их тогда вели чали, столь бесправны и неустроенны. Чуть ли не всю прибыль авиаотряда за бирали Западно-Сибирокое управление и Министерство гражданской авиации, оставляя крохи на соцкультбыт и раз витие технической базы. Что до самой прибыли, то она далеко не всегда доста валась авиаотрядам заслуженно. Так уж повелось меж ведомствами —оцени вать работу не по конечным результа там, а скорее по табелю: чем больше провел вертолетчик в воздухе, тем вы ше его показатели. Все производитель ные и непроизводительные затраты оп лачивает заказчик. Какой тут стимул повышать летное мастерство, выклады ваться на полную катушку? А Шепелев выкладывался. Там, где другие пилоты перевозили за день 10—20 тонн, ухитрялся перетащить сто и боль ше. Каким образом? А вот каким. Со шлюсь на рассказ начальника Васюган- ского управления буровых работ А. В. Андриянова: — Утро у Владимира Григорьевича начинается с вечера. Нет чтобы, отле тавшись, как все, домой идти, к нам за ворачивает —на базу производственного обслуживания. Надо ему, значит, зара нее расписать, где и в каком порядке брать грузы. Дозаправку на месте тре бует, только так. Во все мелочи влазит, будто ему больше всех надо. Наши сна чала брыкались, потом понимать ста ли —не для себя старается, для дела. Ну и привыкли. Что-что, а уж трудовую минуту Шепелев беречь умеет. К вече ру на нем хоть рубашку выжимай. А то и вовсе форму скинет, чтобы спо дручнее пилотить. На все у него свои приспособления, на все маневр. И от других того же требует. Скажем, стро пальщики. Работа у них повременная, вахтовая, заинтересованности особой нет. Так он их на самолюбии расшевелива ет: мужики вы, мол, или нет, а ну пока жите, на что способны? Те поначалу ла ются, бастуют, потом и правда в азарт входят. Вот так вот всех и закручивает. Конечно, я не специалист в авиации, не берусь судить, что в ней хорошо, что плохо, но слышал от вертолетчиков, сколько там лишних бюрократических правил: так не садись, так не взлетай. А если человек может, если машину, как себя, чувствует, что ему это букво едство? Шепелева взять: семнадцать ты сяч часов без аварий человек налетал, знак об этом на груди носит, а его все, как первоклассника, одергивают, в угол ставят. Он мне как-то признался, что документы в авиапредприятие сдает с уписками —*занижает работу в несколь ко раз, чтобы не выделяться из общих рядов, не привлекать к себе внимание. Ну, куда это годится, честное слово? У нас в управлении он из Почетных грамот не вылазит, а в отряде претен зии: опять ^ Шепелев? Спрашивают с подковыркой: что, дескать, на нем свет клином сошелся? Есть, говорят, и дру гие пилоты, не хуже его. Верно, есть, да только^ для нас Владимир Григорье вич самый подходящий. Это вам и дру гие заказчики подтвердят. И не только заказчики! Сколько раз выручал он и районное и областное начальство? Как чуть какое ЧП, не к кому-нибудь, а к нему обращаются. Взять недавний слу чай с дорожниками. Не завезли вовре мя плиты на трассу, открылась беспутица. Что делать? План горит, премии тоже, настроение хуже некуда. Кинулись к авиаторам, а те: не положе но! Каждая плита больше четырех тонн весит, раскрутится, завибрирует маши ну. А Шепелев взялся—на свой страх и риск, за полдня управился. Будто это пустячное дело. Ну, в отряде, ясное де ло, сделали вид, что ничего не знают, не ведают. Который уж раз?! Так вот и летает меж двух огней: вечный стаха новец и вечный нарушитель. О том же рассказывали мне и дру гие северяне. Ну вот, к примеру: каж дый год на стройках нефтяного Приобья проходят третий трудовой семестр тыся чи студентов-стройотрядовцев. Многие из них обречены на тяжелый непроиз водительный ручной труд. Чего только не перетаскивают на себе ребята че рез болотные хляби — бревна, кирпичи, арматуру, мешки с цементом и многое другое. Вот и решил облегчить их труд Шепелев. Вместо того, чтобы уклады вать пачки со стройматериалами на складскую площадку вдали от объектов, начал опускать их прямо на строящие ся дома. Разумеется, с величайшими предосторожностями, в рамках техники безопасности, отработанной для башен ных кранов. Не зря же кавээновцы стройотряда изобразили на листе ватма на склонивший голову, но не осыпав шийся одуванчик, с вопросом-подписью: что бы это значило? Правильный ответ оказался таким: это поле у стройпло щадки, когда над ним пролетает верто лет Шепелева,—тоже личный знак его летного мастерства. Добавлю: мастерст ва, за которое в тот раз Шепелев был отозван со студенческих объектов и строго предупрежден. Однако же послушаем самого Шепе лева. — Лично я против всякой стихийно сти в летном деле,—говорит он.—Я за то, чтобы пилот умел действовать гра мотно в любых условиях. Вот, скажем, принято заходить на посадку против ветра, потому что так легче. Но ведь ес ли человек привыкнет к тому, как лег че, и не будет готов сесть при любом ветре, он скорее допустит аварию. Это же элементарно. Значит, надо трениро вать себя постоянно, оценивать каждый свой полет, отрабатывать все возмож ные приемы, не бояться разумного рис
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2