Сибирские огни № 007 - 1990

жкой маститых, а то и на страницы ка­ кого-нибудь центрального издания по­ пасть. Так нет же, смолчал, сам себе «неуд» выставил. Не каждый на это способен. Не каждый... Со стихами Шепелева я познакомил­ ся позже, с его повседневной работой — тоже. Она оказалась не столь экзотич­ ной и благостной, как представлялась во время нашего литературно-празднич­ ного полета. Я и помыслить себе не мог, что «герои воздуха», как их тогда вели­ чали, столь бесправны и неустроенны. Чуть ли не всю прибыль авиаотряда за­ бирали Западно-Сибирокое управление и Министерство гражданской авиации, оставляя крохи на соцкультбыт и раз­ витие технической базы. Что до самой прибыли, то она далеко не всегда доста­ валась авиаотрядам заслуженно. Так уж повелось меж ведомствами —оцени­ вать работу не по конечным результа­ там, а скорее по табелю: чем больше провел вертолетчик в воздухе, тем вы­ ше его показатели. Все производитель­ ные и непроизводительные затраты оп­ лачивает заказчик. Какой тут стимул повышать летное мастерство, выклады­ ваться на полную катушку? А Шепелев выкладывался. Там, где другие пилоты перевозили за день 10—20 тонн, ухитрялся перетащить сто и боль­ ше. Каким образом? А вот каким. Со­ шлюсь на рассказ начальника Васюган- ского управления буровых работ А. В. Андриянова: — Утро у Владимира Григорьевича начинается с вечера. Нет чтобы, отле­ тавшись, как все, домой идти, к нам за­ ворачивает —на базу производственного обслуживания. Надо ему, значит, зара­ нее расписать, где и в каком порядке брать грузы. Дозаправку на месте тре­ бует, только так. Во все мелочи влазит, будто ему больше всех надо. Наши сна­ чала брыкались, потом понимать ста­ ли —не для себя старается, для дела. Ну и привыкли. Что-что, а уж трудовую минуту Шепелев беречь умеет. К вече­ ру на нем хоть рубашку выжимай. А то и вовсе форму скинет, чтобы спо­ дручнее пилотить. На все у него свои приспособления, на все маневр. И от других того же требует. Скажем, стро­ пальщики. Работа у них повременная, вахтовая, заинтересованности особой нет. Так он их на самолюбии расшевелива­ ет: мужики вы, мол, или нет, а ну пока­ жите, на что способны? Те поначалу ла­ ются, бастуют, потом и правда в азарт входят. Вот так вот всех и закручивает. Конечно, я не специалист в авиации, не берусь судить, что в ней хорошо, что плохо, но слышал от вертолетчиков, сколько там лишних бюрократических правил: так не садись, так не взлетай. А если человек может, если машину, как себя, чувствует, что ему это букво­ едство? Шепелева взять: семнадцать ты­ сяч часов без аварий человек налетал, знак об этом на груди носит, а его все, как первоклассника, одергивают, в угол ставят. Он мне как-то признался, что документы в авиапредприятие сдает с уписками —*занижает работу в несколь­ ко раз, чтобы не выделяться из общих рядов, не привлекать к себе внимание. Ну, куда это годится, честное слово? У нас в управлении он из Почетных грамот не вылазит, а в отряде претен­ зии: опять ^ Шепелев? Спрашивают с подковыркой: что, дескать, на нем свет клином сошелся? Есть, говорят, и дру­ гие пилоты, не хуже его. Верно, есть, да только^ для нас Владимир Григорье­ вич самый подходящий. Это вам и дру­ гие заказчики подтвердят. И не только заказчики! Сколько раз выручал он и районное и областное начальство? Как чуть какое ЧП, не к кому-нибудь, а к нему обращаются. Взять недавний слу­ чай с дорожниками. Не завезли вовре­ мя плиты на трассу, открылась беспутица. Что делать? План горит, премии тоже, настроение хуже некуда. Кинулись к авиаторам, а те: не положе­ но! Каждая плита больше четырех тонн весит, раскрутится, завибрирует маши­ ну. А Шепелев взялся—на свой страх и риск, за полдня управился. Будто это пустячное дело. Ну, в отряде, ясное де­ ло, сделали вид, что ничего не знают, не ведают. Который уж раз?! Так вот и летает меж двух огней: вечный стаха­ новец и вечный нарушитель. О том же рассказывали мне и дру­ гие северяне. Ну вот, к примеру: каж­ дый год на стройках нефтяного Приобья проходят третий трудовой семестр тыся­ чи студентов-стройотрядовцев. Многие из них обречены на тяжелый непроиз­ водительный ручной труд. Чего только не перетаскивают на себе ребята че­ рез болотные хляби — бревна, кирпичи, арматуру, мешки с цементом и многое другое. Вот и решил облегчить их труд Шепелев. Вместо того, чтобы уклады­ вать пачки со стройматериалами на складскую площадку вдали от объектов, начал опускать их прямо на строящие­ ся дома. Разумеется, с величайшими предосторожностями, в рамках техники безопасности, отработанной для башен­ ных кранов. Не зря же кавээновцы стройотряда изобразили на листе ватма­ на склонивший голову, но не осыпав­ шийся одуванчик, с вопросом-подписью: что бы это значило? Правильный ответ оказался таким: это поле у стройпло­ щадки, когда над ним пролетает верто­ лет Шепелева,—тоже личный знак его летного мастерства. Добавлю: мастерст­ ва, за которое в тот раз Шепелев был отозван со студенческих объектов и строго предупрежден. Однако же послушаем самого Шепе­ лева. — Лично я против всякой стихийно­ сти в летном деле,—говорит он.—Я за то, чтобы пилот умел действовать гра­ мотно в любых условиях. Вот, скажем, принято заходить на посадку против ветра, потому что так легче. Но ведь ес­ ли человек привыкнет к тому, как лег­ че, и не будет готов сесть при любом ветре, он скорее допустит аварию. Это же элементарно. Значит, надо трениро­ вать себя постоянно, оценивать каждый свой полет, отрабатывать все возмож­ ные приемы, не бояться разумного рис

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2