Сибирские огни № 007 - 1990
ли поэты и прозаики из Вологды, Пет розаводска, Москвы, Новосибирска, Том ска. В их числе и я. Уже в воздухе Виктор Петрович Ас тафьев, душа группы, весело признался: — Первый раз на вертолете обрета юсь. Интересно узнать, что это за чудо- юдо такое? В ту пору советская литература уже обогатилась «Кражей», первой книгой «Последнего поклона», повестью «Па стух и пастушка» и другими его произ ведениями, но Астафьева это не обреме нило ни литературными званиями, ни наградами. По-прежнему ходил он если не в рядовых, то в ефрейторах и, похо же, был доволен этим. Встреча с Си бирью, где он вырос, о которой неизмен но писал, растрогала его, сделала то за думчивым, то взбудораженно-разговор- чивым. Далеко не всё из того, что мы увидели на нефтяном севере, пришлось по душе Астафьеву. Терзаясь от необхо димости говорить хлебосольным хозяе вам не только приятное, он пытался убедить их, что великие стройки удар ных пятилеток станут еще более вели кими, если не крушить природу с таким лихим наскоком, как это повелось по всюду и особенно в Сибири; если не де лать нормой для северян окопную жизнь —ведь на дворе давно уже мир ное время; если хозяйствовать по-люд ски, а не валом-навалом; если о душев ных показателях думать не меньше, чем о производственных. Одни слушали его крамольные в ту пору речи с пони манием, но и оглядкой, другие —камен- но, третьи —раздраженно: мол, яззить не строить... Удивительным образом сходился Ас тафьев с рабочими людьми, сразу распо знавал, кто перед ним—трудяга или временщик, умел разговорить любого, от зывчиво выслушать. Вот и Шепелева, в ту пору командира эскадпильи, о чем мы, кстати, и не догадывались, углядел сразу. — Сибиряка видать издалека! — ска зал он минут через двадцать полета.— Вот это я понимаю! Не машина на нем летает, а он на машине. И правда, «МИ-8» будто скользил над тайгою, делая плавные крены, с кото рых виднее становились просеки и лежневые дороги, зеркальные озерки с утками и готовящимися в отлет лебедя ми, лоси на заливном лугу и факелы у буровых, прихотливые изаивы ртутно- серой Оби и ее притоков и коридор са мого мощного по тем временам нефте провода Александровское — Томск — Анжеро-Судженск, рассекающего ржа во-зеленые коросты болот и низкорос лые чащобы с первой осенней желтиз ной. Солнце, словно подернутое измо розью, грело мало, зато высвечивало путь наш от горизонта до горизонта, и крестик летучей тени отмечал место положение вертолета на словно ожив шей, потертой на сгибах, выцветшей ме стами географической карте. Ко всеобщей радости мы провели с экипажем Шепелева несколько дней. Он доставил нас в разворошенный, еще бездорожный нефтеград Стрежевой, за тем на Александровскую нефтеперека чивающую станцию, показал с воздуха тюменский Самотлор. С Шепелевым мы побывали в Нарыме, Парабели и других северных поселках. Это, естественно, сблизило нас, родило взаимное уваже ние, встречный интерес. Тут-то и выяс нилось, что Астафьев и Шепелев —-два жды земляки. Хоть и не ровня в возра сте, но родня по судьбе. В то время, ко гда Виктор Петрович, бывший детдомо вец, фезеушник-путеец, сибиряк по ро ждению, не оправившись еще от фрон товых ран и контузий, начинал в Пер ми свою неустроенную гражданскую жизнь, шестнадцатилетний Шепелев, хлебнув под Челябинском голодного ты лового детства, пережив похоронку на отца, командира стрелковой роты, по дался прямиком в Троицкое авиацион но-техническое училище. За курсант скую парту сел вместе с обстрелянными на войне мужиками, так что и упирать ся пришлось по-мужски. До совершенно летия грузчиком вкалывал, потом тех нарем в линейно-эксплуатационной ре монтной мастерской, летал бортачом (.бортмехаником) на различных маши нах, освоил самоуком управление на ЛИ-2, ПО-2, ЯК-12, АН-2. С самолетов переключился на вертолеты. Но это уже другая история. Вот ведь как все переплелось: война, Сибирь, Урал, «транспортные профессии»... Помню, прощаясь, Астафьев крепко стиснул шершавую ручищу Шепелева, будто заново знакомясь с ним, а Лев Иванович Ошанин с подъемом начал декламировать поэтическое признание: Покидая твои болота, Твой обжитый таежный мир, Оду белому вертолету Разреши прочесть, командир... В ту пору «Ода русскому огороду» Ас тафьева существовала лишь в рукописи, мы стали одними из первых ее читате лей и почитателей, а посему игру слов в посвящении Ошанина встретили одобри тельно-понимающе. Надо много потратить строчек, Чтобы в подлинной наготе Передать твой особый почерк И на старте, и в высоте... Ободренный вниманием и единством, которое наступает в такие вот минуты, Ошанин читал еще и еще: ...И я вкусил дорожный хмель Отчаянного вертолета. И Каргасок, и Парабель, И Васюганские болота. А на озерах шла возня — Ласкала лебедей природа. И под ногами у меня Тянулась нить нефтепровода... Откуда было знать ему, да и всем нам, что в командирской папке Шепе лева скопилось немало отрывных лист ков с собственными стихами? Могу пред ставить, как хотелось Владимиру Гри горьевичу показать их тому же Ошани ну, либо Александру Романову (воло годскому), либо Валентину Устинову, я уж не говорю о поразительно отзыв- > чивом на поэтическое слово Астафьеве.; Редкий же случай —заручиться поддер- {
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2