Сибирские огни № 007 - 1990

Сергей ЗАПЛАВНЫЙ ПЕНСИОНЕР ПЕРЕСТРОЙКИ И сейчас, заметно поседев и уширив­ шись в кости, он смотрится атле­ том. Высок. Плечист. Кудряв. На бронзовом от загара лице синева глаз особенно заметна. Улыбка белозубая, простодушная. Голос под стать фигуре — зычный, звучный. С таким ни в лесу, ни в городе не затеряешься. Им и гаркнуть можно, и задушевную песню спеть. Не каждого человека в возрасте Шепе­ лева представишь молодым, а его —по­ жалуйста. Не каждое прозвище преж­ них лет поймешь и примешь ныне. А Шепелев и по сей день ходит в Тар­ занах, и никого из окружающих это не удивляет. Напротив. Ведь Тарзан —ле­ генда о гомо сапиенс, которого вскорми­ ла и воспитала дикая природа. И Шепе­ лев —легенда, но легенда о пилоте, чув­ ствующем себя в сибирском небе так же легко и естественно, как Тарзан в джун­ глях. По облакам носится, как по де­ ревьям. Ничего не стоит ему в самую скверную погоду в самом недоступном месте спланировать и тут же воспарить с непосильным для других грузом. На счету Шепелева десятки спасенных по скорой помощи жизней. А сколько перенес его вертолет нефтяных штанг, всевозможных вышек, машин, бетонных плит, продуктов и прочей, по его выра­ жению, мукараки,—и сосчитать трудно. Несмотря на внешнюю грубоватое ъ, северяне — народ впечатлительный, я бы даже сказал, романтический. Мно­ гие из них имеют склонность к тайно­ му или явному стихописанию. Не из­ бежал этого увлечения и Шепелев, а потому есть возможность взглянуть на его работу его же глазами: Всем нужен для работы вертолет. Могуча вездеходная машина. Ее не остановит гололед, Ей не страшна болотная трясина. На выручку попавшему в беду С ней ночью пробиваемся в ненастье, Винтом взбивая кровельную мглу, Людей спасти спешим мы от несчастья... А вот еще: Мне приходилось в небе кувыркаться, С разрушенным редуктором гореть, Без двигателей в кедры приземляться, Без лопасти однажды уцелеть. Пусть виноват завод-изготовитель, И я за то ответа не несу, Но сам себе судья и сам спаситель. Израненный, сю с лишним верст ползу... Точности ради следует сказать, что в тот раз Шепелев одолел более 150 кило­ метров по таежным урманам. По его ориентирам поисковый самолет вывез остальных членов экипажа. Об этом по­ ведала телезрителям страны программа «Подвиг». Пассажирские перевозки —статья осо­ бая. В Нарымском крае, где на сотни верст тянутся болотные хляби, порос­ шие чахлым мелколесьем, где земля ще­ дра и плодоносна лишь в долинах рек да подле могучих кедровников, день и ночь работающих, как осушительные насосы, где от дыма до дыма и с высо­ ты птичьего полета не всегда взглядом достанешь, живет, пожалуй, самый ле­ тающий в стране народ: геологи, буро­ вики, дорожники, нефтяники, лесорубы. Одних в тайгу доставить надо, других вывезти. А погода пляшет. Вот и сме­ кай, как повсюду успеть, всех захва­ тить, не перегрузив машину. На местное население вахтовые верто­ леты не рассчитаны, но разве люди ви­ новаты в этом? Их бездорожье с малых лет гнетет, против воли отшельниками делает. Помня об этом, Шепелев дверцу машины перед непрошеными попутчи­ ками, как иные пилоты, не захлопывал, инструкциями от просящих глаз не за­ крывался. Особенно жалел ребятишек. При самой большой запарке к родным их подбросит или в райцентр —-на пра­ здник. А они, прощаясь, нестройным хо­ ром кричат: «Спа-си-бо, то-ва-рищ Тар­ зан!» И снова ждут его. И узнают изда­ лека —по звуку винта, по точной стре­ мительности разворота. С одинаковым бережением летал Ше­ пелев с рабочими на борту и с минист­ рами, с академиками и знаменитыми артистами, которые с середины шести­ десятых годов стали частыми гостями Томского нефтяного Приобья. Ну и, ко­ нечно, с руководителями области. В авиа­ отряде знали: Шепелев из тех пилотов, на которых во всем положиться можно. В скромности —тоже. Он козырять сво­ им мастерством не станет, на глаза го­ стям не полезет, сделает свое дело умело, буднично и не менее буднично вернется на повседневные рейсы. Так случилось и в сентябре 1972 го­ да —во время Недели писателей Рос­ сийской Федерации, посвященной пяти­ десятилетию Советского государства, ко­ гда на борт шепелевского МИ-8 вступи

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2