Сибирские огни № 007 - 1990
мографическая, — имеет право на необхо димые ей средства политического самовы ражения. Но вернемся к нашему «решающему зве ну» — проблеме партий. Политическая си стема, основанная на самоуправлении, рас полагает собственными (только ей прису щими) ресурсами состязательности и соци альной мобилизации масс. Поэтому она не нуждается во многом из традиционной ат рибутики «либерального государства». Если же говорить о дополнительных механизмах координации,— а потребность в таких ме ханизмах тем выше, чем многоцветнее спектр свободно выраженных социальных интересов,— то одним из них могла бы стать партия, вооруженная социалистиче ской программой. Проблема ведь не в том, чтобы сохранить за партией руководящее положение. Руководство руководству рознь. Мне кажется, партии более пристала отве денная ей Грамши роль «коллективного ин теллигента», чем роль сержанта, заботяще гося о мелочах солдатской жизни. Как не вспомнить о дедовщине... Сегодня страна, как никогда, нуждается в действенном единстве левых сил (я стремлюсь сам и при зываю других адекватно использовать по нятия «левый» и «правый»). Но обеспечить такое единство может только партийная организация, освобожденная от админист ративно-бюрократических пут. Партия ра бочих — и, вместе с тем, партия радикаль ной социалистической мысли. НЕСКОЛЬКО СЛОВ В ЗАКЛЮЧЕНИЕ Очень легко говорить о том, чего нет, и — еще один парадокс —чем дальше, тем лег че. Слова сами просятся на бумагу. Так и подмывает «сконструировать систему», ого ворить детали, обобщить принципы и т. д., да только стоит ли? Моя задача — пока зать, что ситуация выбора все-таки сущест вует. Один из вариантов (парламента ризм) — очевиден. Я утверждаю, что кое- какие «плюсы» имеет и другой вариант. Имеет именно сейчас, именно здесь. О вы явлении минусов, которые, конечно, тоже есть, пусть позаботятся другие. С. Булгаков и Н. Бердяев в свое время показали, что социалистическая революция Маркса разительно напоминает канониче- ски-христианский конец света со страшным судом, после которого должно наступить тысячелетнее царство праведников. На пер вый взгляд, эта мысль скорее забавна, чем убедительна, но рациональное зерно здесь все же есть. Для Маркса самоуправление было целью, а не средством; оно должно было воплотиться лишь в бесклассовом об ществе. Что касается' «форм диктатуры про летариата», то эта тема всегда предостав ляла слишком широкий простор для фанта зии последователей. Я попытался доказать, что «обмирщение» идеи Маркса не случай но, но глубоко закономерно началось в Рос сии. Поэтому идея самоуправления для нас самоценна. Важно понять, что это не абст рактный идеал, ждущий реализации в дале ком коммунистическом будущем. Напротив, в нашей стране,—и только в ней,—самоуп равление выходит на первый план как по тенциальный способ жизнедеятельности миллионов. Уходящий в далекое прошлое историче ский путь привел Россию к возникновению по-европейски оснащенного «рационально го» государства, которое вовсе не в запад ном духе пронизывает все поры обществен ной жизни и тем самым противопоставляет себя каждому. Если принять на веру слова французских «новых философов» о непре- кращающейся в истории борьбе между Че ловеком и Властителем, то полем этой бит вы суждено стать нашей стране. В отличие от «новых философов», в констатацию этого факта я склонен вкладывать не пессимисти ческий, а оптимистический смысл. Опыт двух столетий позволяет понять, что «разруше ние государства» не будет делом ревущей толпы, под пение «Sa ira», штурмующей очередную твердыню или, скажем, небо. Напротив, это созидательная работа, нуж дающаяся в организационных формах и рассчитанная надолго. Антигосударственные начала проникают внутрь самого государст ва, становятся его плотью и пеоерождают, чтобы в конце концов одержать окончатель ную победу. Между прочим, у пророков всегда масса неприятностей, и это при том, что профети- ческий настрой вообще мало способствует выяснению истины. Пора ставить точку. На последок скажу: наша страна не нуждается более в марксизме как идеологическом фе тише, освящающем государственно-бюро кратический быт. Но для выполнения стоя щей сегодня задачи, для внедрения само- управленческих начал, нам понадобится наука. Живая наука, основы которой были заложены Марксом. Нам предстоит, исходя не из догм, а из собственных потребностей, пойти дальше. Только такое решение проб лемы «Россия и марксизм» связано с обре тением себя. Григорий Васильевич Голосов родился в 1963 году в городе Усть-Каме ногорске Восточно-Казахстанской области. Окончил гуманитарный факуль тет Новосибирского государственного университета. Статьи Г. В. Голосова по проблемам теоретической социологии публиковались в научных сборни ках в Новосибирске. В 1990 году в издательстве Новосибирского универси тета выходит монография Г. В. Голосова «Экономические интересы и эконо мическое сознание при социализме». Старший преподаватель кафедры фило софии НГУ. В журнале «Сибирские огни» публикуется впервые. Кандидат философских наук. Живет в Новосибирске. ♦
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2