Сибирские огни № 007 - 1990

мографическая, — имеет право на необхо­ димые ей средства политического самовы­ ражения. Но вернемся к нашему «решающему зве­ ну» — проблеме партий. Политическая си­ стема, основанная на самоуправлении, рас­ полагает собственными (только ей прису­ щими) ресурсами состязательности и соци­ альной мобилизации масс. Поэтому она не нуждается во многом из традиционной ат­ рибутики «либерального государства». Если же говорить о дополнительных механизмах координации,— а потребность в таких ме­ ханизмах тем выше, чем многоцветнее спектр свободно выраженных социальных интересов,— то одним из них могла бы стать партия, вооруженная социалистиче­ ской программой. Проблема ведь не в том, чтобы сохранить за партией руководящее положение. Руководство руководству рознь. Мне кажется, партии более пристала отве­ денная ей Грамши роль «коллективного ин­ теллигента», чем роль сержанта, заботяще­ гося о мелочах солдатской жизни. Как не вспомнить о дедовщине... Сегодня страна, как никогда, нуждается в действенном единстве левых сил (я стремлюсь сам и при­ зываю других адекватно использовать по­ нятия «левый» и «правый»). Но обеспечить такое единство может только партийная организация, освобожденная от админист­ ративно-бюрократических пут. Партия ра­ бочих — и, вместе с тем, партия радикаль­ ной социалистической мысли. НЕСКОЛЬКО СЛОВ В ЗАКЛЮЧЕНИЕ Очень легко говорить о том, чего нет, и — еще один парадокс —чем дальше, тем лег­ че. Слова сами просятся на бумагу. Так и подмывает «сконструировать систему», ого­ ворить детали, обобщить принципы и т. д., да только стоит ли? Моя задача — пока­ зать, что ситуация выбора все-таки сущест­ вует. Один из вариантов (парламента­ ризм) — очевиден. Я утверждаю, что кое- какие «плюсы» имеет и другой вариант. Имеет именно сейчас, именно здесь. О вы­ явлении минусов, которые, конечно, тоже есть, пусть позаботятся другие. С. Булгаков и Н. Бердяев в свое время показали, что социалистическая революция Маркса разительно напоминает канониче- ски-христианский конец света со страшным судом, после которого должно наступить тысячелетнее царство праведников. На пер­ вый взгляд, эта мысль скорее забавна, чем убедительна, но рациональное зерно здесь все же есть. Для Маркса самоуправление было целью, а не средством; оно должно было воплотиться лишь в бесклассовом об­ ществе. Что касается' «форм диктатуры про­ летариата», то эта тема всегда предостав­ ляла слишком широкий простор для фанта­ зии последователей. Я попытался доказать, что «обмирщение» идеи Маркса не случай­ но, но глубоко закономерно началось в Рос­ сии. Поэтому идея самоуправления для нас самоценна. Важно понять, что это не абст­ рактный идеал, ждущий реализации в дале­ ком коммунистическом будущем. Напротив, в нашей стране,—и только в ней,—самоуп­ равление выходит на первый план как по­ тенциальный способ жизнедеятельности миллионов. Уходящий в далекое прошлое историче­ ский путь привел Россию к возникновению по-европейски оснащенного «рационально­ го» государства, которое вовсе не в запад­ ном духе пронизывает все поры обществен­ ной жизни и тем самым противопоставляет себя каждому. Если принять на веру слова французских «новых философов» о непре- кращающейся в истории борьбе между Че­ ловеком и Властителем, то полем этой бит­ вы суждено стать нашей стране. В отличие от «новых философов», в констатацию этого факта я склонен вкладывать не пессимисти­ ческий, а оптимистический смысл. Опыт двух столетий позволяет понять, что «разруше­ ние государства» не будет делом ревущей толпы, под пение «Sa ira», штурмующей очередную твердыню или, скажем, небо. Напротив, это созидательная работа, нуж­ дающаяся в организационных формах и рассчитанная надолго. Антигосударственные начала проникают внутрь самого государст­ ва, становятся его плотью и пеоерождают, чтобы в конце концов одержать окончатель­ ную победу. Между прочим, у пророков всегда масса неприятностей, и это при том, что профети- ческий настрой вообще мало способствует выяснению истины. Пора ставить точку. На­ последок скажу: наша страна не нуждается более в марксизме как идеологическом фе­ тише, освящающем государственно-бюро­ кратический быт. Но для выполнения стоя­ щей сегодня задачи, для внедрения само- управленческих начал, нам понадобится наука. Живая наука, основы которой были заложены Марксом. Нам предстоит, исходя не из догм, а из собственных потребностей, пойти дальше. Только такое решение проб­ лемы «Россия и марксизм» связано с обре­ тением себя. Григорий Васильевич Голосов родился в 1963 году в городе Усть-Каме­ ногорске Восточно-Казахстанской области. Окончил гуманитарный факуль­ тет Новосибирского государственного университета. Статьи Г. В. Голосова по проблемам теоретической социологии публиковались в научных сборни­ ках в Новосибирске. В 1990 году в издательстве Новосибирского универси­ тета выходит монография Г. В. Голосова «Экономические интересы и эконо­ мическое сознание при социализме». Старший преподаватель кафедры фило­ софии НГУ. В журнале «Сибирские огни» публикуется впервые. Кандидат философских наук. Живет в Новосибирске. ♦

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2