Сибирские огни № 007 - 1990
образие, а в дальнейшем имело место по ощрение кое-каких интересов — но далеко не всех и зачастую «в явочном порядке». Как нам быть с национальным вопросом? Не стану распространяться об остроте уже разразившихся и возможных межнацио нальных конфликтов, она очевидна. В стра не обсуждаются варианты решения. Рас смотрим один из них, привлекающий своей последовательностью и потому, в согласии с канонами социалистического реализма, подпадающий под категорию типичного. А. Д. Сахаров предлагал конфедерацию: «Всем республикам — союзным и автоном ным, автономным областям, национальным округам надо предоставить равные права с сохранением нынешних территориальных границ. Все они должны получить макси мальную степень независимости»1. Принцип конфедерации довольно-таки архаичен, ну да ладно, нам ведь не до жиру. Только одно сомнение — останемся ли мы живы в этой новой Швейцарии, которой пред стоит по манию руки раскинуться на шес той части земной суши? Заглядывая в воз можное будущее, я вижу, как «максималь ную степень независимости» получила Ев рейская АО. Ликуй, Биробиджан! Ты обрел суверенитет, и остается только выяснить, кто оказался сувереном. В 1979 г. евреи со ставляли в своей автономии 5,3% населе ния. Сомневаюсь, что эти люди смогут на деле «самовыразиться» в положенной им республике — как-никак, они в подавляю щем меньшинстве. Что касается евреев, жи вущих за пределами Биробиджании (99,45% от их общей численности в СССР), то они такой возможности не будут иметь даже формально, если им, конечно, не выделят вторую маленькую республику в Москве, Киеве или в пределах бывшей «черты осед лости». Разумеется, Еврейская АО — забав ная крайность, своего рода перл сталинской национальной политики. Однако процесс диаспоризации затронул многие народы. За пределами своих республик пооживают 74,01% татар, 76,57% мордвы. 50,65% ма рийцев. Список можно было бы продол жить 1 2. Я уже не говорю о том, что в каж дом национально-территориальном образо вании имеются меньшинства, порой значи тельные и нуждающиеся в правовых гаран тиях. Дает ли такие гарантии конфедера ция? В то же время мне представляется неле пым положение, при котором суверените том обладают Хакасская АО, но не обла дает Красноярский край. (Если допустить, что «суверенитет» — не пустая фикция). Выход из ситуации, который я считаю един ственно разумным, прост. Нужно предоста вить право широкого самоуправления всем без исключения территориальным едини цам — областям, краям, автономным обла стям и республикам, союзным республикам без областного деления. Как предполагают А. Б. Зубов и А. М. Салмин, «это можно было бы сделать в пределах прав нынеш 1 С а х а р о в А. Д. Ступени свободы //Огонек. —1989.—№ 31.—С. 26. 2 Статистические данные приведены по статье: З у б о в А. Б., С а л м и н А. М. Оптимиза ция национально-государственных отношений в условиях «национального возрождения» в СССР //Рабочий класс и современный мир,— 1989,—№ 3. Чта же статья послужила и одним из источников принципиального подхода к проблеме. ней союзной республики и, возможно, даже с их превышением в сторону ныне желае мой союзными республиками суммы прав, в рамках общесоюзного демократического законодательства, с обязательной защитой прав меньшинств каждой федеральной еди ницы»1. Истоки межнациональных проблем в СССР можно достаточно отчетливо свя зать с произволом центральных — как в Прибалтике — или республиканских — как в Нагорном Карабахе — ведомств по отно шению к «окраинам». Кардинальное пере распределение ролей между «верхом» и «низом» (равнозначно: «центром» и «пери ферией») заставит ведомства в лучшем для них случае потесниться, давая дорогу само определению народов. Стоит привести слова Маркса о централизме: «Единство нации подлежало не уничтожению, а, напротив, организации посредством коммунального устройства. Единство нации должно было стать действительностью посредством унич тожения той государственной власти, кото рая выдавала себя за воплощение этого единства, но хотела быть независимой от нации, над нею стоящей. На деле эта госу дарственная власть была лишь паразитиче ским наростом на теле нации»2. (Примени тельно к нашей стране следовало бы гово рить об интернациональном единстве, все остальное — актуально). Территориальное самоуправление позво лит, на мой взгляд, смягчить очень многие межнациональные конфликты. Из компакт но проживающих на своей территории на родов оно не удовлетворит лишь тех, кто стремится к сецессии3. Но это лишь первое слагаемое решения. Второе — национально культурная автономия. Я понимаю, что у многих сама мысль о возможности разгра ничить национальный и территориальный аспекты автономии вызывает мрачные ассо циации: Бауэр, Бунд и пр„ в основном на веянные ленинскими трудами «Критические заметки по национальному вопросу» и «О праве наций на самоопределение». Не надо так плохо думать о Ленине. Перечи тайте, в конце концов, его сочинения, и вы убедитесь — критика вполне конкретна, она явно не предназначена для «всех времен и народов». Много воды утекло с тех досто памятных времен, когда в местечке Поро- нине состоялось совещание ЦК РСДРП с партийными работниками. Благодаря В. И. Ленину основные принципы нацио нально-культурной автономии не составля ют тайны. Я хотел бы подчеркнуть: эта форма самоуправления предлагает институ ционализацию национальных интересов в рамках политической системы. Речь идет не просто о культурных обществах, а об орга низациях, располагающих реальными власт ными полномочиями. Интеграцию этих ин ститутов мог бы обеспечивать Совет Нацио нальностей Верховного Совета СССР. Пред лагаемый здесь подход сопрягается с более общим правилом: любая социальная груп па — к примеру, конфессиональная или де- » З у б о в А. Б., С а л м и н А. М. Опти мизация национально-государственных отношений в условиях «национального возрождения» в СССР //Рабочий класс и современный мир. — 1989. — № 3 ,- С. 72. л _ ¡ М а р к с К-. Э н г е л ь с Ф. Соч., 2-е изд. — Т. 17,— С. 344. 1 С е ц е с с а я — выход территории из состава государства.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2