Сибирские огни № 007 - 1990
авангардом вовлекаться в дело управления. Уравнение «хочешь научиться управлять — управляй сам» решено историей. Ленинская модель была самоуправлен- ческой скорее по интенции, чем по реально му содержанию. Вот эту-то интенцию и не обходимо усилить, отчетливо сознавая, что пришло время назвать вещи своими имена ми. Слишком долго мы путались в поняти ях, и по сей день сидят в своих идеологиче ских креслах люди, проповедовавшие пол ную идентичность государственной машины «периода застоя» —социалистическому са моуправлению. Самоуправление есть непо средственная демократия, или, другими сло вами, демократия участия. Это предполага ет, что человек вовлекается в политический процесс в первую очередь как активный субъект управления, и лишь во вторую — как избиратель. Следовательно, «микроуро вень» власти должен быть представлен да же не советами в собственном смысле сло ва, а собраниями граждан, представляющих только себя —и никого другого, но в то же время связанных общим делом и общими целями. Думаю, что это условие выполняет ся тогда, когда в основе конструкции низо вых государственных органов лежит произ водственный принцип. Условной «кухарке» вовсе не обязательно участвовать в общего сударственном законодательстве или заклю чать международные договоры. Но она вправе распоряжаться на собственной «кухне». В Октябре лозунг «Заводы и фаб рики—рабочим!» звучал как политический. Элементы решения можно найти уже в ленинской модели. С одной стороны, в про екте Второй Программы партии сказано: «Более непосредственное воздействие трудя щихся на устройство и управление госу дарства, т. е. более высокая форма демо кратизма, достигается при советском типе государства... тем, что первичной избира тельной единицей и основной ячейкой госу дарственного строительства является, при советской власти, не территориальный ок руг, а экономическая, производственная единица (завод, фабрика)»1. Процитирован ный документ ныне не в чести у либераль ной общественности, до самозабвения по груженной в поиски «истоков сталинизма». (Если чувство элементарного историзма все чаще отказывает «экономистам-теоретикам», то чего нам ждать от практиков?). С дру гой стороны, в социологии нет единой меры для высот народовластия. Я исхожу из конкретных условий — условий перехода от тоталитаризма к демократии. Эмансипиру ясь от государства, нарождающееся граж данское общество продолжает испытывать потребность в широком поле контакта с ним. Подчеркиваю: контакта, а не конфлик та. И если тоталитарные структуры разва ливаются, сталкиваясь с самоорганизацией граждан, то почвой для такой самооргани зации может послужить лишь производство. Кстати, вот что думали по поводу произ водственного принципа в середине 20-х, ког да кое-что—на практике очень немногое—от этой системы еще не было поглощено Ле виафаном: «...По отношению к основной массе рабочих, земледельцев и служащих обеспечивается не только то, что их пред’ Л е в и н В. И Поли. собр. соч. — Т. 38.— —С. 92. ставитель принесет с собою в совет неиска женный, цельный, деловой интерес своей производственной ячейки, но и то, что груп па избирателей, пославших депутата, не растает после выборов, а останется непре рывно со своим представителем, как по стоянная организация, как нераспадаю- щийся коллектив»1. Вернуть самоуправленческим формам — будь то Советы, СТК или массовые обще ственные организации — соответствующее им содержание нельзя, если не совершен ствовать сами формы. Необходимо расши рить рамки демократии участия. Но речь вовсе не идет о том, чтобы изгнать пред ставительные начала из политической си стемы. Местные самоуправления на пред приятиях могли бы выступать и как изби рательные единицы, делегирующие своих членов в вышестоящие, уже чисто предста вительные учреждения. Считаю возможным распространить этот принцип на всю иерар хию органов власти (предположим, област ной Совет избирается районными из числа их участников, а затем, в свою очередь, по сылает своих депутатов в Верховный Совет страны). Разумеется, прямые выборы име ют свои преимущества. Они известны. Я хотел бы —применительно к ситуации — сказать о недостатках. По нынешним вре менам прямые выборы дают «агрессивно послушное» или «агрессивно-непослушное» большинство в любом парламенте, и беда не в метаморфозах традиционного единения народа с... положим, с президентом, а в аг рессивности. Но главная проблема — в дру- гом: прямое делегирование «на самый верх» провоцирует разрыв между экономическим и политическим аспектами управления, впол не органичный для западного общества, но мало совместимый с исходными условиями нашего движения к демократии. Государст во получает возможность еще раз сыграть трудную роль «штаба экономики», и если командное администрирование устарело, то на подходе — новая сценическая интерпре тация: косвенный метод регуляции рыноч ных отношений. Увы, действенность этого метода в условиях несбалансированного то варного хозяйства невелика. Более эффек тивной была бы непосредственная регуля ция экономической жизни со стороны авто номных предприятий и их ассоциаций, ин ституционализированных в рамках полити ческой системы. А это как раз и обеспечи вается многоуровневой организацией госу дарства, где каждая ступень выступает в качестве полноправного субъекта экономи ческой политики. Представительное учреждение — двули кий Янус (с целью несколько умерить в глазах читателя банальность сравнения за мечу, что он числился богом времени, а так же всякого начала и конца, входов и выхо дов). Одно из лиц обращено к экономиче ской политике, и это — демократическая территориальная ассоциация предприятий. Но давайте всмотримся в лик, взирающий на политические отношения. «Разброс» социальных интересов в на шем обществе пока сравнительно невелик, но зато они крайне разнообразны. Сталин ская государственная машина функциони ровала, систематически подавляя это много- 1 Энциклопедия государства и права,—Т. 2. М.; 1926.—С. 82.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2