Сибирские огни № 007 - 1990
нуждаемся в большем, нежели хозрасчет (хоть десятой модели) или даже аренда. Догадываетесь, куда я клоню? Да, и сам уже вижу занесенное над моим лбом клей мо: «анархо-синдикалист». Должен разоча ровать —я не испытываю симпатий к идео логии Ж. Сореля и его последователей. Прямо и открыто —благо, это и не требу ет большой смелости,— заявляю о своем этатизме. Я намереваюсь доказать, что можно быть государственником в одном и решительным антигосударственником в другом. Не обессудьте, если доказательство покажется недостаточно оригинальным. Слово «собственность» —одно из попу лярнейших в советском общественно-поли тическом лексиконе, и когда мы говорим «частная собственность», на ум приходит зловещая фигура —хищный «эксплойтатор дель норте», купающийся в роскоши крово пийца. Или, напротив, добродетельный пури танин, не чуждый благотворительности (хо тя бы под Рождество). Ротшильд или Хам мер, но всегда частник. Такова магия слова, въевшегося в нас десятилетиями господства каутскианско-сталинской идеологии. А вот что писал по этому поводу Маркс: «Опреде лить буржуазную собственность —это зна чит не что иное, как дать описание всех об щественных отношений буржуазного об щества»1. Больше того: Маркс частично ис- полнил-таки это намерение в самой извест ной своей книге, где «индивидуальная» по внешней видимости собственность раскры вается как весьма сложный социальный ор ганизм, состоящий из многочисленных «кле ток» —отдельных капиталов. Самостоя тельность носителей этих капиталов суще ственно ограничивается системой, и, как во дится, целое больше суммы частей. Я за трагиваю такую специальную проблему на страницах сибирского литературно-художе ственного и общественно-политического ежемесячника потому, что путаница с поня тиями продолжается по сей день. Казалось бы, куда проще: государственная собствен ность —это собственность государства. Классический образец простоты, которая хуже воровства. Дело-то ведь, по существу, за малым: спросить себя, что собой пред ставляет это самое государство? Но пока средства массовой информации трубили о преимуществах «общенародной собствен ности», в экономике процветал ведомствен ный произвол. Сегодня слышны разговоры об «уравнении всех видов собственности в правах». Нетрудно понять, что имеется в виду. Однако с политэкономической точки зрения такая формулировка нелепа. При бегая к довольно-таки грубому биологизму, можно сказать: сердце не уравнивается с почками. Я открываю задачник на последней стра нице. Не побоимся заглянуть в ответ. Для того чтобы каждый рабочий стал хозяином на производстве, ему нужно предоставить лишь одно право —право принимать любые решения относительно производства, рас пределения и обмена продукта. Это —само управление, или, если угодно , непосредст венная демократия на производстве. По смотрите на Советы трудовых коллективов. Они еще очень несовершенны, и только не■М а р к с К.. Э н г е л ь с Ф. Соч„ 2-е изд. —■Т. 4. — С. 168. давно —под живительным воздействием пе рестройки —началась активизация их рабо ты. Но первые результаты уже получены, и они представляются мне более значитель ными, чем, например, гласность. Почти ни чем ему не угрожая, гласность лишь нерви рует бюрократа. Но когда из его рук начи нает ускользать главная власть—власть над миром труда, то сопротивление стано вится ожесточенным. И это свидетельствует, что работа идет в правильном направлении. Появление постоянно действующих рабочих комитетов в Кузбассе и в других регионах — весьма обнадеживающий факт, ибо он свидетельствует о росте воли к самоуправ лению в рабочей среде. Вы скажете: забота о рабочем классе,— это гуманно, но кто убережет нас от прояв лений группового эгоизма со стороны самих рабочих? Что же, сомнение, отнюдь, не ли шено оснований. Групповым интересам ну жен какой-то противовес, потому что иначе они подомнут под себя общество. Я не раз деляю надежды на то, что рынок сам собой расставит все по местам. Увы, экономика (если это, конечно, не фантастическое «хо зяйство птиц небесных и лилий полевых», которое ныне с достойной лучшего приме нения энергией пропагандирует М. Антонов) совершенно безнравственна. Кто смел, тот и съел. Потому-то люди и создали во всем мире чрезвычайно сложные, но, как прави ло, эффективные механизмы регуляции рынка. Впрочем, «создали» —не то слово. Сами они как-то прорастали столетиями. Нам предстоит создать. И здесь я хотел бы еще раз напомнить о сложном, системном характере собственности. Самоуправление лишь на микроэкономическом уровне дает картину полного произвола производителей. В масштабах всей экономики оно способно стать регулирующей силой. Но «вся эконо мика»—это уже не совсем экономика. Тут вступает в права экономическая политика и, стало быть, нам предстоит вернуться к анализу механизмов государственной влас ти. Если мы стремимся к тому, чтобы не избежное возникновение гражданского об щества не сопровождалось конфронтацией, то нужно счесть самоуправление на произ- водстве одним из необходимых условий демократизации. К числу достаточных это условие не относится. ВОЗМОЖНОСТИ САМОУПРАВЛЕНИЯ (ПОЛИТИКА) По моему мнению, альтернативой пред ставительной демократии не является отсут ствие демократии. Мы нуждаемся в новой модели. Проще всего было бы сказать: а давайте-ка вернемся к ленинским наметкам. В двадцатых для их воплощения в жизнь не хватило культуры? Но с тех пор облик России сильно изменился. Из безграмотной она превратилась в «самую читающую стра ну в мире». Дело дошло до того, что сво бода печати заменяет нам целый ряд дру гих свобод... Но в одну и ту же реку нельзя войти дважды. «Научиться управлять госу дарством» предстоит людям, прошедшим через горнило тоталитарного режима. В из вестном отношении общество повзрослело. Боюсь, что нри таком раскладе становится излишней система «приводных ремней», партия —Советы —массы, посредством ко торой трудящиеся должны были велел за
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2