Сибирские огни № 007 - 1990
ства. Но дорогую цену платит за него на род, вынужденный годами жить на грани конфликта с властью. Ситуация в Польше быстро меняется, и к тому времени, когда эта статья увидит свет, может измениться кардинально. Да и что нам Гекуба? Я уделил «Солидарности» так много внимания именно потому, что она сумела выйти на предел возможностей «социалистической многопартийности» в наиболее вероятном для нас варианте. Сде лано немало: к политической активности поднялся рабочий класс, которому тотали таризм отводит роль немотствующих «про- лов». Однако тем яснее польский пример показывает: «альтернативное» политическое движение — плохой инкубатор для граж данского общества. В этом инкубаторе вы водится мутант, ибо государство и граждан ское общество —вовсе не антагонисты. Антагонизм между ними—своего рода пост оруэлловское уродство. Мне не хотелось бы, чтобы 85-й год запечатлелся в историче ской памяти как следующий за «1984-м». Как его очередная модификация. Парадокс состоит в следующем: при пе реходе от тоталитаризма к демократии «альтернативная» партия представляет саму себя (как многочисленные наши неформа лы) или «весь народ», но в первом случае она не нужна, а во втором — неэффективна. Стало быть, успевшая стать сакраменталь ной формула «социализм -+- многопартий ность» не проходит. (Я имею в виду совет ское и близкие к нему общества. О концеп туальном социализме можно рассказать не мало басен). Но это значит, что на разви тие чисто представительных форм демокра тии в целом не стоит возлагать слишком больших надежд. К «выгодам парламента ризма» придется добавить что-то еще. Вы. может быть, скажете: существуют ведь в мире представительные демократии и без подлинной многопартийности — как в Мек сике или Индонезии? Да, существуют,—это тоже вариант. Но нам предстоит найти устойчивую форму политического бытия, и полумерами тут не обойтись. Обретает лишь ищущий. ВОЗМОЖНОСТИ САМОУПРАВЛЕНИЯ (ЭКОНОМИКА) Как заметил экс-фальсификатор Пайпс, «тоталитарное государство регулирует все, начиная от репертуара театров и кончая экономикой, ни с кем ни в чем никогда не делится»1. Театры уже раскрепощены, но с экономикой все как-то не ладится. Между тем необходимым условием существования гражданского общества являются даже не «вольные университеты», а в первую очередь — автономия экономической сфе ры общества от государства. Самый ин тересный для нас вопрос: совмести ма ли такая автономия с господствующей в стране формой собственности — объектом быстро улетучившегося в последние годы восхищения? Ведь нельзя же всерьез на деяться, что гражданское общество выра стет на почве кооперации и мелкой частно предпринимательской активности, непритя зательной «и. т. д.». Масштабы не те. Прав- > Известия.— 1989.— 18 июля. 136 да, по просторам России уже рыщет приз рак арендатора, но тут мне приходит на ум суждение А. Платонова: «Маргарин — не масло, вкусен, но не питателен». Аренда тор арендатору рознь, но каким бы он ни был, хозяином он не станет. Гражданское общество есть со-общество хозяев. Небольшой экскурс в недавнее прошлое. Был в отечественном новоязе такой любо пытный термин — «чувство хозяина». Тер мин непростой, научный: философы раскры ли его содержание, социологи анкетировали трудящихся — было у них это самое «чув ство» или нет? Выяснялось — было. И не удивляйтесь, ведь еще дедушка Крылов до казал, что у Моськи временами пробужда ется «чувство Слона». А какой простор для мистицизма!.. Между тем «чувственники» прогуливали, пили прямо на производстве, воровали. Ни экономическое воспитание их не проняло, ни новое экономическое мышле ние не взяло, так что было над чем при задуматься. К счастью, грянула перестрой ка, многих вывела из состояния задумчи вости, и мы —еще вчера трепетавшие от ереси Оты Шика — нашли философский ка мень: рынок! (Напомню, что философский камень не только обладал свойством прев ращать обычные металлы в золото, но и применялся в качестве панацеи). Что греха таить, рыночная экономика действительно несовместима с тоталитариз мом. Рынок нуждается в известной само стоятельности производителя. И все же сле дует согласиться с А. Бузгалиным в том, что «когда мы говорим о субъекте само стоятельности, то ограничиться указанием на предприятие нельзя, надо определить — кто же самостоятелен, какие конкретные лица?»1. Косвенный ответ на этот вопрос дали недавние избирательные кампа нии. Сплошь и рядом рабочие, отказываясь от выдвижения своих кандидатур в высший орган власти, предлагали баллотироваться директорам, главным инженерам и т. д.: «им виднее». Это явление объяснимо. Если предприятия соотносятся между собой только как товаропроизводители (пусть от части, но такое положение стало у нас ре альностью), то возрастает роль администра ции —ведь именно она принимает оператив ные решения, быстро реагирующие на конъюнктуру. Администратор становится предпринимателем. А рабочий? Он так и останется рабочим, собственником особого товара —рабочей силы. Он будет продавать свой товар государству — и будет басто вать, чтобы подкорректировать в свою пользу условия сделки (а в Советском Союзе, по правде говоря, эти условия прос то ужасны), но хозяином он не станет. Все это мы уже видели в Югославии, в Венг рии, в приснопоминаемой Польше. Я не за видую восточноевропейским соседям. Но' забастовки уже пришли в нашу страну, и с’ трибуны Верховного Совета прозвучала ария литовского гостя Казимираса Уоки. Верно, у нас нет чистоты эксперимента, но стоит ли его проводить, если результаты так фатально предсказуемы? Покуда рабочий не станет полноправ ным хозяином на производстве, у нас не бу дет здорового гражданского общества. Мы 1 Самоуправление и ускорение социально-эконо мического развития СССР.—М.; 1987.—С. 76.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2