Сибирские огни № 007 - 1990
го не образцовой, а опять отсталой (в «со ветском» и в социалистическом смысле) страной»1. Мысль, едва ли нуждающаяся в комментариях: мы не справимся, старшие товарищи помогут и поправят. Увы, надеж ды на европейскую революцию таяли с каж дым годом, а потом и вовсе как-то забы лись. В конце концов, оставалась «старая партийная гвардия», прошедшая свой курс воспитания в подполье, в тюрьмах и на ка торге. Однако ни «дореволюционный стаж», обязательный для ответработников, ни пе риодические чистки не могли изменить складывавшегося соотношения сил внутри партии. Ее неудержимый численный рост происходил не за счет профессиональных революционеров. В связи с этим заслужи вает упоминания одна деталь внутрипар тийной борьбы в 20-х годах. Почти вся «гвардия» не избежала участия в «группах», «оппозициях» и «уклонах». Новые члены партии, нутром прочувствовавшие и при нявшие логику бюрократической игры, в основном «одобряли» принятые генсеком решения. Печальный итог: численно неболь шая и внутренне раздробленная прослойка старых революционеров не смогла уберечь партию «от нашествия того истинно рус ского человека, великоросса-шовиниста, в сущности, подлеца и насильника, каким яв ляется типичный русский бюрократ»2. Даль нейшая судьба «старой партийной гвардии» не составляет секрета. Впрочем, принцип бумеранга знаком даже аборигенам Авст ралии. СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ — ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ Итак, замысел не нашел воплощения. Все произошло по Марксу: политическая над стройка не смогла эмансипироваться от пресловутого базиса. На место разрушен ного государства встало новое, еще более мощное и всеохватывающее. Но идея само управления не прошла бесследно. Набираю щая обороты государственная машина про должала прикидываться отмирающей. К тому же деспотизм всегда боится показать ся в собственном обличии —ему нужна привлекательная оболочка. Конституцию 1936 г. рекламировали как самую демокра тическую в мире, но через год страну за хлестнула волна чудовищных репрессий. Это не первый и не последний случай рас хождения между «словом» и делом, хотя я вовсе не хочу сказать, что дело оставалось неизменным. Содержание любой государст венности очень текуче: оно отражает впол не реальные изменения в обществе. Формы более консервативны, а особенно консерва тивны выхолощенные формы. Но именно поэтому они способны удержать кое-что от замысла. Впрочем, некоторая эволюция советских форм имела место и при Сталине, и в даль нейшем. Едва ли стоит придавать этой эво люции большое значение —при отсутствии демократии не так уж важна избирательная система,—но направление изменений все- таки очень показательно. Основной закон 1936 г. существенно ограничил самоуправ-* * Ленин В. И. Поли. собп. соч.—Т. 41.—С. 3—4. ! Там же.—Т. 45,—С. 357. ленческие начала за счет «расширения» представительных. Приведу лишь несколько примеров: производственный принцип фор мирования избирательных округов сменился на территориальный; были введены прямые выборы в Советы всех уровней; особое вни мание в документе уделялось полномочиям и конструкции исполнительных органов власти, вплоть до ставшего притчей во язы- цех списка наркоматов. Конечно, Запасу нужно было продемонстрировать более при вычную для него демократическую види мость. Но мне кажется, что дело не только в этом. Самоуправление — не очень подхо дящий инструмент для политических мани пуляций. Диктатура не имеет потребности в «работающих» демократических организа циях: «парламентарные» —но не работаю щие—для нее приемлемы. Главное —что бы власть была подальше от народа. Ста линский «парламентаризм» есть доведен ная до абсурда, до логической завершен ности говорильня, где даже разговоры свелись к нечленораздельному «одобряй», к истошному воплю «Да здравствует това рищ...» Разумеется, это не настоящая пред ставительная демократия, но это пародия именно на нее. Все же на саму идею Советов Сталин не посягнул. Это было бы слишком вызываю щим разрывом с большевистской традицией. Бурная эпоха «ускоренного строительства коммунизма» наплодила новых форм само деятельности трудящихся, которые в боль шинстве своем оказались мертворожденны ми. Впрочем, они и по сей день собирают свои взносы. По традиции, на политической карте мира числится пятнадцать социалистических го сударств, да еще с десяток стран, добросо вестно скопировавших обкатанные полити ческие институты. Но нигде, кроме нашей страны, практических попыток организовать самоуправление не было (я отвлекаюсь от слишком явных фикций). «Народная демо кратия» вообще появилась на свет в не очень подходящий для этого момент. Китай ские товарищи довольно долго мудрили со своей «демократической диктатурой наро да», но так ничего стоящего и не придума ли. Забавный эпизод: когда во время «культурной революции» разыгравшиеся хунвэйбины провозгласили в Шанхае «госу дарство типа Парижской Коммуны», то им не помогли заверения в беззаветной предан ности кормчему —угадав чутьем опытного политикана угрозу своей личной власти, Мао немедленно пресек эксперимент. Дело кончилось «ревкомами». Есть, правда, почти сорокалетний югославский опыт, и об этом стоило бы поговорить отдельно. Может быть, я ошибаюсь, но практика «югослав ского самоуправления», по всей видимости, ближе к Бернштейну, чем к Ленину, хотя в теории дело обстоит несколько иначе. Говорю все это только для того, чтобы проиллюстрировать простую мысль: наша страна располагает богатейшей и к тому же уникальной коллекцией самоуправленче- ских форм. Конечно, это выхолощенные формы. Но как раз в условиях перестройки возникает соответствующее им содержание —союз передовых сил общества, стремя щихся к переменам, к демократии.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2