Сибирские огни № 007 - 1990
таком духе,—писал Ленин,—мы можем сразу привлечь государственный аппарат, миллионов в десять, если не в двадцать че ловек, аппарат, не виданный ни в одном капиталистическом государстве. Этот аппа рат мы можем создать, ибо нам обеспечено полнейшее и беззаветное сочувствие гигант ского большинства населения»1. Ну как тут не вспомнить Элиота? «Между замыслом и воплощением —пролегает тень». Вскоре выяснилось, что одного сочувствия недостаточно. Правда, советская система почти идеально «сработала» в момент взя тия власти в центре и на местах —в тече ние всего «триумфального шествия Совет ской власти». Но уже на VIII съезде РКП( б )—в 1919 г. —делегат из провин ции с явным недоумением констатирует: «...Мы видим, что почему-то Советы начи нают медленно умирать. На местах проис ходит то, что в конце концов остаются лишь исполнительные комитеты, а Советы упраздняются, причем это упразднение про исходит вопреки Конституции»1 2. Реальная эволюция Советов с самого начала пошла в прямо противоположном прокламирован ному направлении. Механизмы контроля так и не заработали, представительные ор ганы оторвались от масс и сразу же были поглощены исполнительной властью. Совет ское государство замышлялось как соеди няющее в себе систему власти и систему отмирания власти. Парадокс в том, что система власти укрепилась, а альтернатив ные механизмы «заснули» в точном соответ ствии с предсказанием Энгельса. Известно, что сам Ленин довольно остро переживал происходящее. Именно по его инициативе вопрос о бюрократических извращениях Советской власти был поднят на VIII съезде, а борьба с бюрократизмом стала программным требованием партии. Отвечая на закономерный вопрос «Кто ви новат?», Ленин поделился с делегатами съезда следующими соображениями: «Са мые лучшие буржуазные республики, как бы демократичны они ни были, имеют тыся чи законодательных помех, которые препят ствуют участию трудящихся в управлении. Мы сделали то, что этих помех у нас не осталось, но до сих пор мы не достигли то го, чтобы трудящиеся массы могли участво вать в управлении,—кроме закона, есть еще культурный уровень, который никако му закону не подчинишь»3. На «бескуль турье» как основную причину бюрократиз ма Ленин указывал в дальнейшем еще не раз. Но позвольте,—вправе спросить мы,— разве недостаточность культурного уровня населения не была очевидной и раньше? Начну с примечательного суждения фран цузского левого социалиста, посетившего Россию вскоре после Октября. В целом вы соко оценивая достижения большевиков, он предостерегал: «Советский режим предпола гает, как мне кажется, политическую и со циальную образованность масс, относитель но развитую у рабочих и крестьян. При отсутствии такой необходимой подготовки он рискует, еще более легко, чем буржуаз- • Л е н и н В. И. Поли. собр. соч,—Т. 34,— С- Д 6ось„ой съезд РКП (б). Март 1919 г. Прото колы —М.; 1959.—С. 200. 3 Л е н и н В. V . Поли, собр соч. — Т. 38 — С. 170. ный парламентский режим, склониться или к анархии, или к тирании горстки людей»1. Известно беспокойство М. Горького по по воду «вымывания» культурного слоя рабо чего класса. Наконец, авторитетнейший в большевистских кругах мыслитель — А. Богданов —писал: «Культурная несамо стоятельность пролетариата в настоящее время есть факт основной и несомненный, который надо честно признать и из которо го следует исходить в программе ближай шего будущего... Если так, то какой злой иронией или каким детским неразумием представляются проекты немедленно навя зать пролетариату дело самого радикально го, невиданно сложного и трудного во всей истории организационного переустройства в мировом масштабе! ...И это тогда, когда так часто на наших глазах распадаются и рас сыпаются — нередко даже не от внешних ударов —его собственные организации»2. Я уже не говорю о критике, раздававшейся из лагеря отстраненных от власти партий— эсеров и меньшевиков. Как видим, недостатка в предостережени ях не было. Дело не в твердолобости боль шевиков, которые будто бы не желали при нимать во внимание очевидные реалии. Что касается Ленина, то он именно на Советы возлагал большие надежды в деле культур ного подъема масс. Советы рассматривались как политический институт, «посредством которого авангард угнетенных классов мо жет поднимать, воспитать, обучать и вести за собой всю гигантскую массу этих клас сов, до сих пор стоявшую совершенно вне политической жизни, вне истории»3. Под «авангардом угнетенных классов» подразу мевается партия. Но здесь заложен еще один любопытный парадокс. Воспитатель тоже должен быть воспитан, читали мы в «Тезисах о Фейербахе». Если так, то где же «педагогический институт»? По замыслу, партия должна была постоянно подвергать ся воздействию со стороны трудящихся, объединившихся для осуществления непо средственной демократии. Не вышло. «Этот низкий культурный уровень,— сетовал Ле нин,—делает то, что Советы, будучи по сво ей программе органами управления через трудящихся, на самом деле являются орга нами управления для трудящихся через пе редовой слой пролетариата, но не через тру дящиеся массы»4. Так что существует же сткая логическая связь между «засыпанием» Советов и кое-какими внутрипартийными процессами. Партия у власти превраща лась в саму власть. К партбилету потянул ся старый чиновник, и каждый успех Красной Армии усиливал эту тенденцию. В годы «военного коммунизма» наиболее дальновидные наблюдатели уже предугады вали ужас платоновского «города Градова». Замкнутый круг? Добавлю еще несколько слов об обману тых надеждах. «...Было бы ошибочно упу стить из виду,—писал Ленин в 1920 г.,— что после победы пролетарской революции хотя бы в одной из передовых стран насту пит, по всей вероятности, крутой перелом, именно: Россия сделается вскоре после это 1 Коммунист.— 1988.—№ 6.—С. 63. 1 Б о г д а н о в А. Вопросы социализма,—М.: 1918.—С. 68. 3 Л е н и и В. И. Поли. собр. соч. — Т. 34— С. 304. 4 Там же. — Т. 38. — С. 170.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2