Сибирские огни № 007 - 1990
«Предпосылки социализма и задачи социал- демократии», но никто не обратил внима ния на то, что самоуправление там тракто валось иначе, чем у Маркса,—как хозяйст венная автономия предприятий или как рас ширение прав муниципалитетов в противо вес центральной власти. Сама идея отмира ния государства, сформулированная Энгель сом в очень популярном тогда «Анти-Дю ринге», все чаше расценивалась как «ге гельянская слабость учителя». Но зато она пришлась ко двору в России. Именно здесь Марксова социальная революция должна была предстать в одеждах «революции про тив государства». И когда это произошло в 1917 г., «встреча» России с марксизмом окончательно стала реальностью. «ВСТРЕЧА» (2) На первый взгляд, ленинская книга «Го сударство и революция» кажется сборником конспектов, расположенных в жесткой ло гической последовательности и снабженных обширными комментариями. Ничего нового, все по Марксу и Энгельсу. В действитель ности эти комментарии очень важны. Они резко усиливают тенденцию, заложенную Марксом, но слишком часто представлен ную отдельными замечаниями или даже намеками. И это—-как раз самоуправлен- ческая тенденция. У Маркса критика пар ламентаризма ограничивается скептической репликой,—Ленин однозначно и довольно- таки грубо оценивает его как «соединяю щий демократию (не д л я н а р о д а ) с бюрократизмом ( п р о т и в н а р о д а ) » 1. Буржуазной демократии Ленин противопо ставляет систему, основанную на всенарод ном выполнении функций государственной власти. И тут появляется нечто такое, что у Маркса можно было только угадать: «...Переход от капитализма к социализму невозможен без известного «возврата» к примитивному демократизму...»2 Но прими тивный демократизм — это и есть непосред ственная, вечевая демократия. В Апрель ских тезисах в качестве одной из программ ных целей большевиков впервые предлага ется «наше требование «государства-комму ны»3. И более конкретно — «не парламент ская республика,—возвращение к ней от С. Р. Д. было бы шагом назад,— а респуб лика Советов рабочих, батрацких и кресть янских депутатов, снизу доверху»4. Российская империя сверху вниз подчи няла все общество тотальному бюрократи ческому контролю. «Государство-коммуна», будучи, в силу своей самоуправленческой основы, не менее всеохватывающим, развер тывалось как демократическая организация — снизу. Таков замысел, определивший, хотя и не без дискуссий, политическую так тику большевистской партии в 1917 г. Но «государство нового типа» не могло послу жить средством реализации только буржу азно-демократических преобразований. По Марксу, без «экономического освобождения труда» «коммунальное устройство было бы невозможностью и обманом»5. Мне кажет' Л е н и н В. И. Поли. собр. соч,—Т. 33.— С. 109. г Там же. С. 43. ' Л е н и н В. И. Поли. собр. соч.—Т. 31.— С. 116. ‘ Там же. С. 115. _ ‘ М а р к с К., Э н г е л ь с Ф. Соч., 2-е изд,— Т 17,—С. 346. ся, что именно таким путем социалистиче ские преобразования оказались на повестке дня в России. Еще до победы Октября Ленин задается вопросом: «Можно ли идти вперед, боясь идти к социализму?» В фор мулировке вопроса нетрудно угадать ответ. Спустя сорок лет Борис Пастернак напи шет, обращаясь к людям Запада: «Если оглянуться и вспомнить, ведь правда, долго могло казаться, что эти миражи и предска зания, что этот цвет девятнадцатого столе тия, что эта социалистическая мысль на всегда останутся украшениями публицисти ки и никогда не выйдут из книг, что этого на свете никогда не будет. И вот нашлась страна, где люди, чистые сердцем, как дети, не шутили словом... Не задумываясь, очертя голову, они бросились в водоворот собст венных, но главным образом ваших учений. Они вступили в провозглашенное вами но вое политическое совершеннолетие, они, единственные в мире, через него прошли. То, что так долго задумывалось, готовилось и откладывалось —свершилось. Скажите нам спасибо, что это сделано, что оно — позади»1. Видимо, Пастернак сознательно пошел на преувеличение. В действительно сти история никогда не воплощала в себе идей,—напротив, она вызывала их к жиз ни. Потому-то я и говорю: «Россия и марк сизм», не наоборот. Но, если вспомнить са мого Маркса, и идеи становятся материаль ной силой, когда овладевают массами. Все написанное ранее представляет собой исто рию идеи в чистом виде, и если угодно — это просто очерк социалистических учений. Меня, скажем, не интересовали материаль ные причины социалистической революции в России. Полагаю, что они существовали, но это отдельная тема. Далее соблюдать это ограничение я не стану. После 1917 г. идея самоуправления перестала быть в на шей стране просто идеей. СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ — ЗАМЫСЕЛ И ВОПЛОЩЕНИЕ Исходные принципы Советской власти очень просты, и они действительно имеют немало общего с организацией Коммуны. Власть на местах переходит в руки выбор ных органов, находящихся под жестким контролем избирателей. Главный механизм этого контроля —сменяемость депутатов. Их связь с избирателями поддерживается также тем, что избирательные округа фор мируются не на территориальной, а на про изводственной основе. Поскольку вышестоя щие органы власти избираются нижестоя щими, механизмы контроля распространя ются снизу вверх на всю государственную организацию. С другой стороны, обязатель ность решений вышестоящих Советов для нижестоящих создает гарантии против мест нического произвола. Советы выделяют из своего состава исполнительные органы (ис полкомы), которые не должны были играть большой роли в процессе принятия реше ний. Особое значение Ленин придавал то му, чтобы функционирование системы осу ществлялось как можно менее регламенти- рованно, «без бюрократических формаль ностей». «К управлению государством в ' П а с т е р н а к Б. Избранное —Т. 2. М*; 1985,—С. 329.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2