Сибирские огни № 007 - 1990
на одну-единственную маргиналию. Есть еще документ «Гражданская война во Франции», о котором речь впереди. Но не мало ли этого? Как посмотреть. В свое время Бакунин рассматривал Маркса в трояком качестве — еврея, немца и гегельянца. Не касаясь пер вого, затрону второе и третье «качества». Маркс начинал как демократический публи цист в Рейнской провинции Пруссии. Прус ская бюрократия вошла в легенду. Не уди вительно, что первые свои стрелы начинаю щий журналист обратил против немецкого чиновничества со свойственным тому адми нистративно-командным стилем управления. Чтобы не быть голословным, приведу ха рактерную цитату из статьи «Оправдание мозельского корреспондента», от которой — не правда ли? — веет чем-то близким, до бо ли знакомым: «Постоянное бедственное по ложение какой-нибудь части государства... вскрывает перед нами противоречие между действительностью и принципами управле ния; с другой стороны, не только народ, но и правительство видит в благополучии како го-нибудь края фактическое подтверждение методов управления. Однако администра тивные власти, по своей бюрократической сущности, усматривают причины бедствен ного положения не в сфере управления, а в лежащей вне ее природной и частно-граж данской сфере. Административные власти, при самых благих намерениях, при самом большом усердии по части гуманности и при самом сильном интеллекте, не могут найти разрешение для коллизии, не являющейся чем-то мгновенным и преходящим,—для той постоянной коллизии, которая существу ет между действительностью и принципами управления. Да это и не входит в задачу административной власти»1. Тяжело? Что поделаешь, гегельянский язык — неимоверно длинные обороты, тя желовесная игра противопоставлениями. Но «ортодоксальный» способ выражения сути уже начинает расходиться с самой сутью Будучи «королевско-прусским философом», Гегель предпочитал не конфликтовать с чи новниками других ведомств. Вот панегирик: величая бюрократию «всеобщим» или «мыс лящим сословием», Гегель писал, что сосло вие это состоит из <г многих лиц, принимаю щих участие в управлении государством... поскольку существенным определением их частной жизни становится дело осуществле ния всеобщих целей, дальнейшим же усло вием возможности индивидуального участия в нем является надлежащее образование и умение»* 2. Марксу предстояло отстоять диа метрально противоположный взгляд на бю рократию, что он и осуществил в объеми стой рукописи «К критике гегелевской фило софии права». В последнее время выдержки из этого сочинения довольно часто попада ются на страницах наших журналов. Абст рактный тезис о том, что «бюрократия име ет в своем обладании государство», благо даря телепередаче «Что? Где? Когда?», стал достоянием широкой общественности. Я не стал бы вносить свою скромную лепту в популяризацию классики марксизма, если ’ М а р к с К.. Э н г е л ь с Ф. Соч., 2-е изд.— Т. 1,—С. 205. 2 Г е г е л ь Г. В. Ф. Энциклопедия философ ских наук.—Т. 3. М. 19 7 7 .—С. 359. бы не одно обстоятельство. Апологетическое понимание «всеобщего сословия» более или менее органично вписывалось в разработан ную Гегелем фундаментальную теорию го сударства и права. И если для защиты мо зельских виноделов от бюрократического произвола достаточно было аргументов «от практики», то теперь перед Марксом стояла несоизмеримо более сложная задача —про тивопоставить концепции Гегеля свою собст венную. Критику бюрократии нужно было увязать с каким-то позитивом. Я хотел бы обратить внимание именно на это. Так что попрошу читателя запастись терпением и вы держать еще несколько цитат. Справедливости ради надо сказать, что Гегель допускал возможность злоупотребле ний со стороны чиновников и позаботился о теоретических гарантиях их честности и не подкупности. Например, он советовал воспи тывать в бюрократах гуманность и сделать для них обычаем «бесстрастие, законность и мягкое обращение». Вам смешно? Вот види те, как переменились времена — тогда об этом еще могли говорить всерьез. Впрочем, над собой смеетесь... Что касается Гегеля, то он выдвинул и более сильные аргументы. Во-первых, злоупотребления чиновников должны сводиться на нет иерархической ор ганизацией аппарата управления и сущест вующей в нем системой внутреннего контро ля. Здесь Гегель предвосхищает веберов скую «рациональную бюрократию». По это му поводу Маркс патетически замечает: «Как будто иерархия не является главным злоупотреблением и как будто какие-нибудь личные грехи чиновников могут идти в срав нение с теми их грехами, которые необходи мо вытекают из этой их иерархии... Мень шее зло, конечно, устраняется большим злом в том смысле, что первое по сравнению с по следним не идет в счет»1. Полагаю, что ком ментарии излишни. Однако есть и второй ар гумент: «Обеспечение государства и управ ляемых против злоупотребления властью со стороны ведомств и их чиновников заключа ется... в правах общин, корпораций, посред ством которых сами собой ставятся помехи примешиванию субъективного произвола в доверенную чиновнику власть, и контроль сверху, оказывающийся недостаточным по отношению к отдельным случаям такого или другого обращения, дополняется контролем снизу»2. Здесь Маркс ограничивается скупой фразой: « Конфликт, неразрешимый конф ликт между бюрократией и корпорациями»3•. Гегель идентифицировал свои «корпора ции» со средневековыми сословиями, кото рые в первой половине прошлого века еще влачили существование в Пруссии. Рань ше,—соглашается Маркс,—сословия дейст вительно были частью государства. Но на ступило «новое время» (читай: капитализм). «Политические сословия» средневековья превратились в «социальные сословия» (чи тай: классы). В этих новых условиях корпо рации превращаются в сугубо частный эле• М а р к с К., Э н г е л ь с Ф. Соч., 2-е изд — Т. 1,—С. 278. , ’ Г е г е л ь . Философия права. М.: 1934 — С. 324. ’ М а р к с К., Э н г е л ь с Ф. Соч., 2-е иэд. — Т. 1.—С. 279.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2