Сибирские огни № 007 - 1990
□ЧЕРН. И ПУБЛИЦИСТИКА Григорий ГОЛОСОВ САМОУПРАВЛЕНИЕ: ИДЕЯ И РЕАЛЬНОСТЬ РОССИЯ и МАРКСИЗМ: ГРАНЬ ПРОБЛЕМЫ Р оссия выстрадала марксизм» (Ле нин) . Хрестоматийная истина, но ' ' вот, как антитеза, слова Максими лиана Волошина: «На дне души мы прези раем Запад, Но мы оттуда в поисках богов Выкрадываем Гегелей и Марксов, Чтоб, взгромоздив на варварский Олимп, Курить в их честь стираксою и серой И головы ру бить родным богам, А год спустя —замор ского болвана Тащить к реке, привязанным к хвосту». Дело не в самом Волошине: в по эме «Россия» он был лишь «транслятором» идейной традиции, восходящей к «Вехам». Даже те, кому эта традиция ближе, долж ны сегодня признать —«год» затянулся, обернулся годиной. Однако несравненно тя желее ноша не верящих в возможность от бросить в сторону «догмы» и начать снача ла. Потому что это не только догмы. Потому что нет в мире другой страны, прошлое ко торой было бы до такой степени пронизано марксизмом, как Россия. Что можем мы сде лать с марксизмом, не впадая при этом в беспамятство? Превзойти? Каутский писал: «Превзойти» Маркса несравненно проще, не жели понять его...»1 Так вот, сначала нужно понять, а это значит —осознать марксизм как факт нашей собственной истории, собст венного «я». Попытку такого рода пред принял недавно Михаил Гефтер* 2. Мои наме рения скромнее. Не «Россия и Маркс», а «Россия и марксизм»; не «вся» проблема —а лишь грань ее. Но грань, как кажется, очень важная для понимания обстоятельств «встречи» нашей страны с марксизмом. Как долго шли они к этой «встрече», ко торой суждено было изменить облик мира. • К а у т с к и й К. Автобиография. Одесса; 1905.—С. 9. 2 Г е ф т е р М. Я. Россия и Маркс //Рабочий класс и современный мир,— 1988,—№ 4. От Герцена и народников —к Плеханову и Струве, Бердяеву и Богданову... Можно пе речислять и перечислять имена, поражаясь многообразию жизненных путей, полифонии концепций. Но только Ленину удалось вы светить в марксизме нечто такое, на что от кликнулась Россия. Ссылаясь на самого Ленина, слишком легко доказать, что это —идея диктатуры пролетариата. Именно в России она вызвала наибольшее смятение умов, именно здесь признание диктатуры пролетариата было объявлено критерием ортодоксально-маркси стского умонастроения; наконец, был учреж ден политический строй, претендовавший на воплощение этой идеи в жизнь. Казалось бы, все ясно. Но погодите... Ведь мысль о поли тическом господстве рабочего класса как цели социал-демократии не была спорной. Не в меньшей степени, чем Ленин, ее разде лял Бернштейн. Но было же между ними различие, вылившееся не только в бряцание «оружием критики», но и в «критику оружи ем». В этом-то различии и коренится «рус ская идея» марксизма —восходящая к Марксу идея самоуправления. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИДЕИ (1) Предвижу недоумение читателей, которое я сразу готов признать отнюдь не лишенным оснований. В первую очередь соглашусь с теми, кто напомнит общеизвестный факт; Маркс не отличался склонностью к конст руированию политических систем будущего и весьма скептически относился к этому за нятию. Правда, он сформулировал общие выводы относительно судьбы государствен ности —второй и третий пункты в знамени том письме Вейдемейеру, где диктатура пролетариата трактуется как переходная форма к обществу без классов, а значит^без государства. Не более того. Людям, пытаю щимся представить Маркса теоретиком са моуправления, часто приходится ссылаться
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2