Сибирские огни № 007 - 1990
требуют утверждать всех жителей в борьбе против врагов отечества. В 1612 г. тобольские воеводы читают послание (от 10 июня) военачаль ника кн. Пожарского, готового двинуться с ополчением к Москве в та кой силе, что в Великом Новгороде, занятом шведами, без нарушения православной веры и без разорения жителей, помышляют об избрании шведского королевича, и потому русский Камилл просит у всех си бирских воевод совета в толь великом деле. Заглянем же, что в эту годину делалось в Сибири. Горестные вести о плачевных событиях, переносясь чрез Урал, без утайки разглаша лись вогулами, остяками и татарами, радовавшимися беде русской и уже не помнившими о примерной милости, какую царь Борис даро вал им льготою от ясака на весь 1600 год. Еще в 1607 г. пелымские вогулы, условившись с остяками сургутскими и самоедами, замышля ли разорить Березов, но благовременною казнью зачинщиков несчастье было упреждено. В 1609 г. вогулы, остяки и татары, в надежде на по мощь калмыков, мечтали разрушить Тюмень, и в распространении этого умысла участвовала новокрещеная жена кетского князьца Ала- чева, так что стрела с вырезкой злых духов, как обычная повестка к восстанию, пересылалась из юрт в юрты, пока не попалась в руки березовских казаков. Гиероглиф остятский изменил тайне злоумыш ленников, и был свидетелем смертного приговора, совершившегося над главными из них. Такой же участи подверглись преступные весельча ки из пелымских вогулов, подмеченные на тамошней варнице в не скромной радости. В 1612 г. вогулы, затвердив, что в России нет царя, еще раз покушались сжечь Пелымь, но воевода при малолюдстве ка заков умел управиться с глупцами. Легко понять, что и южные сосе ди, ногаи, башкирцы, кучумовцы и калмыки, знали о помрачении Мо сквы, светозарной для них даже в ея хвосте, но от чего-то не могли произвесть ничего важного, кроме стычек, из которых казаки всегда выходили с честью. Такова звезда Сибири, что, несмотря на останов ку военных подкреплений, снарядов и провианта из Соли Вычегод ской, Вятки и Перми, с 10 января 1609 г. тщетно поджидаемых до 1613 г. несмотря на болтливость беглых простолюдинов, как газеты, распространявших уныние, несмотря, что из Приказа редко насыла лись кой-какие разрешения с прописанием имен, при царском титле повелительных, держава Русская в Сибири не помрачалась. Отдадим справедливость правителям сибирским, которые, не поддаваясь ни слу хам времени, ни внутренним или внешним покушениям, единодушно пребывали верными долгу, скипетру и отечеству, не терпели крамоль ных толков, не выводили также покоренных иноплеменников из тер пения, хотя и не все были чисты на руку- Посольству 1618 г., отправленному к персидскому шаху, наказано в случае речи о Сибири отвечать, что во время смуты никто там не соблазнился, а все прилежало к Москве. Древ, вивл., V часть. Только в отдаленной глуши, какова Сибирь тогдашняя, только среди думы и раздумья, каких не могли в себе преодолеть главные то больские воеводы кн. Катырев-Ростовский и Нащокин, можно оце нить всю торжественность окружного послания кн. Трубецкого и По жарского, в последних числах декабря 1612 г. писанного и полученно го сперва в Верхотурье, об очищении Москвы от врагов отечества. Вер хотурский воевода Годунов пишет, что там с полными слез глазами воздали хвалу Богу, и пели молебствия во всех храмах, со звоном, по три дня. Наконец запись Московского земского совета, в феврале 1613 г. разосланная во все города, об избрании на царство Михаила Федоровича, разлила радость по Сибири. И как не радоваться о вос становлении природного престола? Продолжение следует ♦
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2