Сибирские огни № 007 - 1990
в) Татары-магометане, не разлучившиеся грезить о восстановле нии опустелого Искера, по обольщениям кого-нибудь из Кучумовой родословной. г) Далее по наклонам, простирающимся от Большого Алтая поч ти до вершин Ишима, калмыки (усунь, древние иссидоны), по изгна нии монголов из Китая, составлявшие союз ойрадов, потом исчезнув шие в безвестности и в первые годы XVII столетия приведенные в бро жение самовластием чоросского поколения тайши Харахулы до того, что при народном ропоте, превратившемся в раздор, иные поколения пошли прочь, и начали с 1606 г. роды их выбрасываться даже на со предельные степи Сибири. Две страны, Сибирь и Чжунгария, движи мые одним началом единодержавия, представляли два противные яв ления; одна из малодушия дробится и разметывается, другая в му жестве разметывается и все подбирает в царскую десницу. Обе стере гутся столкновения. Соседка северная почти через полтора века уви дит, как новое ойратство падет и расшибется в скалах Алтая и Богду; тем не менее, полтора почти века надлежало Сибири стоять на страже, и не без досад. д) А теленгуты? То присягают России, то отпадают как бы в свою улику, что в них борются две жизненные стихии. е) Далее к юго-востоку, между систем Алтая и Саяна до вершин Енисея, урянхаи (сойиоты), отделившиеся в состав владения алтын- хана, у оз. Убсы кочевавшего, и двоесмысленно являющегося в сце нах Сибири то подданным, то независимым, но постоянно веролом ным, постоянно корыстолюбивым. О. Иакинф в Истор. оп. ойр. уверяет, что урянхайский владетель был подданным чжунгарского (чоросского) тайши; но со слов Фишера можно заключать противное. По смотрим, что скажет акад. Шмидт. При толикой толще недоброхотов кавказского и монгольского об лика, разнящихся с нами происхождением, языком, мнениями, веро ванием и всеми образами жизни хшцно-пастушеской, благоразумно ли было бы выказывать свои намерения к распространению южной границы? Вот для чего управление сначала усыпляло соседей то от правлением своих посланцев с гостинцами, то ласковым приемом их переговорщиков, честя приезжих угощениями и взаимными провода ми до кочевья их родоначальников. Поведение расчетливое, чтобы не раздражать тех, с кем нельзя искренно сдружиться, стоило бы неиз менного подражания и в следующее время. 8. В толь щекотливом состоянии Сибири, весьма обширно обхва ченной малою горстью русских, легко чувствовать, каким сомнитель ным помышлениям предавались градоначальники ея в смуту и по том в междуцарствие. Перевороты царственные носились над глава ми, как неожиданные тучи над горами Уральскими; новые лица, как кровавые столпы северного сияния, выступали, двигались, блистали холодным светом и сменялись. Очарователь Отрепьев в июне 1605 г. повелевает сибирским воеводам привесть всех жителей к присяге на подданство ему, как природному государю; в декабре лицемер приказывает пелымским начальникам вырыть тело скончавшегося в заточении боярина В. Н. Романова и отпустить в Москву. В мае 1606 инокиня царица Марфа, в подтверждение правительственной грамо ты, возвещает сибирским воеводам, что Гришка Отрепьев не сын ея, что он, как самозванец, вор и богоотступник убит, а избран на цар ство Василий Иванович Шуйский. В декабре 1606 г. новый царь уже извещает верхотурских воевод о приходе под Москву возмутителе й- казаков. В июле 1610 г. послана и в сибирские города окружная грамо та о сложении царем с себя короны и о вручении правления кн. Мстиславскому с другими боярами. В декабре 1610 г. временное прав ление извещает Сибирь об избрании на царство Владислава, сына Си- гизмундова. О град православных, венец славы, веселие всей земли, что сделалось с тобою? В июне 1611 г. воеводы, освобождавшие Моск ву, посылают в Сибирь окружную грамоту о вероломстве поляков и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2