Сибирские огни № 007 - 1990

в) Татары-магометане, не разлучившиеся грезить о восстановле­ нии опустелого Искера, по обольщениям кого-нибудь из Кучумовой родословной. г) Далее по наклонам, простирающимся от Большого Алтая поч­ ти до вершин Ишима, калмыки (усунь, древние иссидоны), по изгна­ нии монголов из Китая, составлявшие союз ойрадов, потом исчезнув­ шие в безвестности и в первые годы XVII столетия приведенные в бро­ жение самовластием чоросского поколения тайши Харахулы до того, что при народном ропоте, превратившемся в раздор, иные поколения пошли прочь, и начали с 1606 г. роды их выбрасываться даже на со­ предельные степи Сибири. Две страны, Сибирь и Чжунгария, движи­ мые одним началом единодержавия, представляли два противные яв­ ления; одна из малодушия дробится и разметывается, другая в му­ жестве разметывается и все подбирает в царскую десницу. Обе стере­ гутся столкновения. Соседка северная почти через полтора века уви­ дит, как новое ойратство падет и расшибется в скалах Алтая и Богду; тем не менее, полтора почти века надлежало Сибири стоять на страже, и не без досад. д) А теленгуты? То присягают России, то отпадают как бы в свою улику, что в них борются две жизненные стихии. е) Далее к юго-востоку, между систем Алтая и Саяна до вершин Енисея, урянхаи (сойиоты), отделившиеся в состав владения алтын- хана, у оз. Убсы кочевавшего, и двоесмысленно являющегося в сце­ нах Сибири то подданным, то независимым, но постоянно веролом­ ным, постоянно корыстолюбивым. О. Иакинф в Истор. оп. ойр. уверяет, что урянхайский владетель был подданным чжунгарского (чоросского) тайши; но со слов Фишера можно заключать противное. По­ смотрим, что скажет акад. Шмидт. При толикой толще недоброхотов кавказского и монгольского об­ лика, разнящихся с нами происхождением, языком, мнениями, веро­ ванием и всеми образами жизни хшцно-пастушеской, благоразумно ли было бы выказывать свои намерения к распространению южной границы? Вот для чего управление сначала усыпляло соседей то от­ правлением своих посланцев с гостинцами, то ласковым приемом их переговорщиков, честя приезжих угощениями и взаимными провода­ ми до кочевья их родоначальников. Поведение расчетливое, чтобы не раздражать тех, с кем нельзя искренно сдружиться, стоило бы неиз­ менного подражания и в следующее время. 8. В толь щекотливом состоянии Сибири, весьма обширно обхва­ ченной малою горстью русских, легко чувствовать, каким сомнитель­ ным помышлениям предавались градоначальники ея в смуту и по­ том в междуцарствие. Перевороты царственные носились над глава­ ми, как неожиданные тучи над горами Уральскими; новые лица, как кровавые столпы северного сияния, выступали, двигались, блистали холодным светом и сменялись. Очарователь Отрепьев в июне 1605 г. повелевает сибирским воеводам привесть всех жителей к присяге на подданство ему, как природному государю; в декабре лицемер приказывает пелымским начальникам вырыть тело скончавшегося в заточении боярина В. Н. Романова и отпустить в Москву. В мае 1606 инокиня царица Марфа, в подтверждение правительственной грамо­ ты, возвещает сибирским воеводам, что Гришка Отрепьев не сын ея, что он, как самозванец, вор и богоотступник убит, а избран на цар­ ство Василий Иванович Шуйский. В декабре 1606 г. новый царь уже извещает верхотурских воевод о приходе под Москву возмутителе й- казаков. В июле 1610 г. послана и в сибирские города окружная грамо­ та о сложении царем с себя короны и о вручении правления кн. Мстиславскому с другими боярами. В декабре 1610 г. временное прав­ ление извещает Сибирь об избрании на царство Владислава, сына Си- гизмундова. О град православных, венец славы, веселие всей земли, что сделалось с тобою? В июне 1611 г. воеводы, освобождавшие Моск­ ву, посылают в Сибирь окружную грамоту о вероломстве поляков и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2