Сибирские огни № 007 - 1990

вались на реч[ку] Зеленую, падающую в Обскую губу. Эти и подоб­ ные пути, писанные то на воде, то на мхах, правительство силилось запретить и затоптать, начиная с царя Бориса. Городок Обдорский и ост [рог] Мангазейский (последний в 1600 г.) созданы были именно для пресечения беспошлинной и заповедной мены между поморскими торгашами и самоедами, и царь Борис предписывал (2) мангазейским воеводам разведать между торговцами, где лежит их дорога, летняя и зимняя, где по ней становья и городки, дабы годные из них обратить в государевы городки. В самом деле некоторые проезды узнаны, вы­ ставлены на них от городка Обдорского две заставы, Картаская и Соб- ская, а в 1603 г. разрешен переезд чрез тамошний Камень, так как бы удостовереннось, что нет обходных путей. В 1620 г. правительство, разведав о потаенных проходах торгашьих, решительно запретило переезд чрез Камень, и не иначе, как в ворота Верхотурской таможни. Подобным образом в 1631 г. решено пресечь полуводя- ную тропу от Оби к Енисею, тянувшуюся по реч[кам] Тыму и Сыму. Потаенный провоз спрятался было в ш. 64° в протоках Ваха и Елогуя, где опять приперли его дозорные заставы. Если посудить по сим при­ мерам, сколь трудно вывесть из ума хитрую любостяжательность и привесть ее в послушание государственной полезности, то не лучше ли вместо застав, тут и там являвшихся, также незаветных и также про­ дажных, не лучше ли бы не пугать торговли безместными требовани­ ями? Тогда пошла бы она в таможенные ворота, стала бы качаться на весах и хвалиться штемпелем. Это урок не историка, а истории, к со­ жалению безвременный, потому что царствовавший тогда тариф был с двумя руками, внешнею и внутреннею. К сей линии, от Обдорска чрез Мангазею проходившей, надобно относить зимовья: Туруханское и инбацкие, учрежденные около 1609 г. Далее за Енисеем эта линия пойдет по Нижней Тунгуске на Вилюй. Мангазея — с самоедами юрацкими, не исключая пясидских; впоследствии юрацкие самоеды, удалясь к левому берегу Енисея, разместились по тундре между лиманами Енисейским и Тазовским. Зимовья Туруханское и инбацкие — с самоедами и тунгусами, долго не поддавав­ шимися острогу Кетскому. IV. Вот и Южная линия, в двояком намерении брошенная, дабы приурочить от степей плодоносные и вместе приятные места, и огра- дить притом цепь Главной линии от набегов неприятельских. На ней поставлены остроги: Китайский (1658 г.), Исетский при оз. Лебяжьем (1650), Ялуторовский на Тоболе (1639), Тарханский при устье Туры (1631), Атбашский при Вагае (1633), Кондэбский вверху р. Кондомы для объясачения бирюсинцев, Кузнецкий при устье Кондомы (1618 г.), среди абинцев, знавших плавку руд. На том и кончалась эта линия. Во все продолжение первого периода линия больше по име­ ни, чем по делу, потому что ведена без опоры на собственных ея кон­ цах, в далеких отвесах от городов, и связывалась не единовременно, беспечно, не так, как первые линии. К сей же линии, часто прорыва­ емой, но почти всегда неприступной в своих замках, хотя и деревян­ ных, надобно отнести два острога, Сосновский и Верхотомский, в 1657 г. явившиеся на плодоносных почвах, для перерезки вторжении и для связи с своим городом. . Остроги Южной линии —служили для ограждения от набегов со степей Миасскои, Исетской и Абатской, которая разумелась преддверием степи Барабинской. Кузнецк — имел дело со многими родами разных племен, жив[шими] до Абакана, пока Красноярск не вошел в свои права, и с теми же неприятелями, которые были и у Томска, т. 6. с телеутами, киргизами, калмыками, а подчас также с кистимцами, тулы- бартами, бирюссами, койбалами, бельтирами и прочими саянцами. 6. Показав перечень завладения Сибирью, сперва быстрого, по­ том медленного, и признав сие завладение творением царским, мы, сыны Сибири, должны в лице Бориса Феодоровича Годунова чтить ис­ кусного хозяина, разумно и деятельно принявшегося за дело нашей

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2