Сибирские огни № 007 - 1990
пахучим веществом. Условия упомянутые не имеют места у само едов*; но есть принадлежности, общие обеим ордам, так, например: детям их не дается имен, кроме шуточных, прежде поступления в повинность ясачного тягла, и тогда взрослым нарекаются дейст вительные имена, заимствуемые из семейства предков. Женский пол, ни в девстве, ни в замужестве, не заслуживает имен. Не менее стран но и то, что у сына самоеда не доспросишься об имени отца, если по сторонний не вызовется сказать. Есть, без сомнения, в народном духе основания к такой сокровенности. Самоеды, соплеменники манчелов, юраков, камашинцев, сойго- тов и карагасов, уклонившиеся на тундры Студеного моря**, начиная с Хатанги до Мезени, куда не может досягать ни образованность, ни порча человеческого общежития, но куда досягает оспа и вино, са моеды доныне сохраняют честность и правдивость. Они не имеют праздников и не чувствуют удовольствий от пляски, хотя с них бы надлежало начинаться этой гимнастике, толь приличной полярному климату. Одна склонность, общая самоеду и остяку, может помирить их с европейским самолюбием, и эта склонность — фантазия, они страстно любят свои сказки. Наука могла бы воспользоваться не ожиданными изъяснениями, но кому подслушивать Шахеразаду их без ученого языковедения? Может быть, тогда узнали бы большую важность в лице шамана или шаманки, арктического Валаама и арктической Сивиллы. Самоеды признают Бога небесного, именуя его Нум (Numen) и веруют в духов. Сверх того они возят с собою идолов, из дерева тесан ных, поклоняются в разъездах и камню, и дереву, и чему вздумается, обмазывая чествуемый предмет звериною кровью. Недостает у самое да только благоговения к светилам небесным, чтоб помыслить обли чать их в неумышленном всебожии. Точно так! Самоед не поклоняет ся ни Солнцу, ни Луне и не обращает внимания на великолепное зре лище северного сияния; но не в этом он виноват, виноват, что чувство благое и набожное, каким нагрето сердце, расточает он пред вещами недостойными, подобно дитяти, искренно приветствующему своих ку кол. Есть сильная причина уповать, что тот же перст, который трога ет внутреннюю струну, дико, но всеместно воющую горе, настроит ее во свое время для гармонии истинной, духовной. Все сии верования, русскими виденные от Урала до Енисея и ка кие они увидят далее по северо-восточному материку, пока не при двинутся к кумирням шагямонианского закона, покрываются служе нием шаманства как общим процессом суеверия. Шаманство проис ходит от легкомыслия знать свое будущее и от самообольщения предсказателей, чрез мнимое их вопрошение духов, преклоняющихся открывать удачу или неудачу житейскую. При всей грубости, оно об лагораживается происхождением от астрологии и родством с семити ческим волхвованием, покушавшимся подражать вдохновениям проро ков, человеков Божиих. Принадлежности, без которых шаман или ша манка не могут производить свой фокус-покус, требуют жреческого облачения, ночной поры, бубна, кружения, ускоряемого около рас- кладенного огнища, припева верных, вскружения головы или исступ ления, падения и самообагрения поддельного своею кровью, по при меру лжепророков Бааловых*** вот чего требуют и вместе свидетель ствуют о примеси древних языческих религий. Казак того времени смотрел на сцену шаманскую как на диво, промышленник как на де монское игрище, а глаз верных, разумеется, как на дело религиозное. * Напротив, по словам штурмана Иванова, самоеды печерские показывают к жен щинам все пренебрежение, какое замечено между остяками. Надобно это предоставить дальнейшему испытанию, чтобы поверить разнообразность одного племени. Четвер. пут Литке. ** Так называется Ледовитое море в сибирских летописях и в новгородских грамо тах на Вотскую пятину. *** 3 царств XVIII. 28.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2