Сибирские огни № 007 - 1990

пахучим веществом. Условия упомянутые не имеют места у само­ едов*; но есть принадлежности, общие обеим ордам, так, например: детям их не дается имен, кроме шуточных, прежде поступления в повинность ясачного тягла, и тогда взрослым нарекаются дейст­ вительные имена, заимствуемые из семейства предков. Женский пол, ни в девстве, ни в замужестве, не заслуживает имен. Не менее стран­ но и то, что у сына самоеда не доспросишься об имени отца, если по­ сторонний не вызовется сказать. Есть, без сомнения, в народном духе основания к такой сокровенности. Самоеды, соплеменники манчелов, юраков, камашинцев, сойго- тов и карагасов, уклонившиеся на тундры Студеного моря**, начиная с Хатанги до Мезени, куда не может досягать ни образованность, ни порча человеческого общежития, но куда досягает оспа и вино, са­ моеды доныне сохраняют честность и правдивость. Они не имеют праздников и не чувствуют удовольствий от пляски, хотя с них бы надлежало начинаться этой гимнастике, толь приличной полярному климату. Одна склонность, общая самоеду и остяку, может помирить их с европейским самолюбием, и эта склонность — фантазия, они страстно любят свои сказки. Наука могла бы воспользоваться не­ ожиданными изъяснениями, но кому подслушивать Шахеразаду их без ученого языковедения? Может быть, тогда узнали бы большую важность в лице шамана или шаманки, арктического Валаама и арктической Сивиллы. Самоеды признают Бога небесного, именуя его Нум (Numen) и веруют в духов. Сверх того они возят с собою идолов, из дерева тесан­ ных, поклоняются в разъездах и камню, и дереву, и чему вздумается, обмазывая чествуемый предмет звериною кровью. Недостает у самое­ да только благоговения к светилам небесным, чтоб помыслить обли­ чать их в неумышленном всебожии. Точно так! Самоед не поклоняет­ ся ни Солнцу, ни Луне и не обращает внимания на великолепное зре­ лище северного сияния; но не в этом он виноват, виноват, что чувство благое и набожное, каким нагрето сердце, расточает он пред вещами недостойными, подобно дитяти, искренно приветствующему своих ку­ кол. Есть сильная причина уповать, что тот же перст, который трога­ ет внутреннюю струну, дико, но всеместно воющую горе, настроит ее во свое время для гармонии истинной, духовной. Все сии верования, русскими виденные от Урала до Енисея и ка­ кие они увидят далее по северо-восточному материку, пока не при­ двинутся к кумирням шагямонианского закона, покрываются служе­ нием шаманства как общим процессом суеверия. Шаманство проис­ ходит от легкомыслия знать свое будущее и от самообольщения предсказателей, чрез мнимое их вопрошение духов, преклоняющихся открывать удачу или неудачу житейскую. При всей грубости, оно об­ лагораживается происхождением от астрологии и родством с семити­ ческим волхвованием, покушавшимся подражать вдохновениям проро­ ков, человеков Божиих. Принадлежности, без которых шаман или ша­ манка не могут производить свой фокус-покус, требуют жреческого облачения, ночной поры, бубна, кружения, ускоряемого около рас- кладенного огнища, припева верных, вскружения головы или исступ­ ления, падения и самообагрения поддельного своею кровью, по при­ меру лжепророков Бааловых*** вот чего требуют и вместе свидетель­ ствуют о примеси древних языческих религий. Казак того времени смотрел на сцену шаманскую как на диво, промышленник как на де­ монское игрище, а глаз верных, разумеется, как на дело религиозное. * Напротив, по словам штурмана Иванова, самоеды печерские показывают к жен­ щинам все пренебрежение, какое замечено между остяками. Надобно это предоставить дальнейшему испытанию, чтобы поверить разнообразность одного племени. Четвер. пут Литке. ** Так называется Ледовитое море в сибирских летописях и в новгородских грамо­ тах на Вотскую пятину. *** 3 царств XVIII. 28.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2