Сибирские огни № 007 - 1990
Мраморная пирамида. Памятнику Ермакову, пирамидальному и четырегран- ному, собственное имя—обелиск. На сем обелиске высечены надписи со стороны 3 — Покорителю Сибири, Ермаку, с Ю — 1581, с С — 1584, с В — Воздвигнут в 1839. Подножие из гранита вышиною в П/2 ар., весу в нем до 5292 пуд. Выши на обелиска в 7 саж., весу в мраморе 6431 пуд., не считая забутки внутри обелиска. В заключение нельзя не сказать, что обелиск в постановке явил ся на глаза не так высок, как мечталось. Этот памятник для памяти, а не для фантазии. Если неоспоримо, что от завоеваний необыкновенного казака ничего нам не осталось, даже и мнимой перекопии*, то возобладание Сибирью, возобладание не шаткое, конечно, было творением цар ским. Оно началось с 1585 г., когда первый русский городок явился на Оби, против последнего устья Иртыша, и, по слову воеводы Ман сурова, привел пушечным выстрелом в трепет скопища вогулов и ос-, тяков (1). Вот где опнулась русская держава над Сибирью и встре воженные остяки вызвались в 1586 г. чрез старшину Лугуя вносить царю двугодовой ясак (по 14 сороков соболей) на Выме, в том рас чете, что после дани незачем русским являться на Обь: но сстят- ская политика дала промах. Русская держава вскоре перенеслась в Тюмень, потом в Тобольск, из которого она распространялась смело и который в 1590 году сделался главным местом Сибири. В 1594 го ду правительство освободило кетского из остяков старшину Алачева с братом, за оказанное усердие, от платежа ясаку с 11 душ, дабы чрез них удобнее распространять и власть и дань ясачную. В 1596 году велено в сибирских городах принимать торговых бухарцев с возможным приятством и с привозимых товаров не брать пошлин, которые поступали уже в казну с покупателей подданных. В ноябре 1597 г. издан закон, что бежавшие за шесть и более лет люди, чьи бы они ни были, остаются в своих убежищах. Этот закон придуман не для Сибири, но он, по уважению 6-летней давности, стал доброю за кваскою Зауральской земледельческой населенности. С тех пор сво бодное новоселье русских в Сибири как бы благословлено законом, и отлучившиеся из отчин, из деревень, начали приселяться за Уралом, к тридцати семьям, которые по грамоте 3 мая 1590 года из Соли- Вычегодска посланы в Сибирь с лошадьми, коровами, овцами и зем ледельческими орудиями**; стали приселяться и к другим хлебопаш цам, прежде и после того переведенным, как увидим, в своем месте. 2. Какими же туземцами была населена Сибирь в то время, как русские спознали ее до берегов Енисея? Теми же племенами, какие и ныне видим, в меньшем только числе поколений, которые, во время русского завладения или вымерли, или уклонились на юг: к послед ней категории относятся ногаи, киргизы и калмыки. Таким образом, племена западной или первоначальной Сибири состояли из остяков- финнов, как древнейших насельников, из вогулов-угров, потом из са моедов, позднее водворившихся, и наконец из татар турецкого проис хождения. Вогулы называли себя манзи, остяки — хандихо, самоеды — хазови, а до совершеннолетия ниючи; они же от остяков прозваны урьягами, с чем сходствует и книжное название урянхаев. Что каса ется до татар, то они называют себя мусульманами, если не идоло поклонники, или слывут от мест, как-то: барабинпы, абинцы, ка- чинцы, кизилы или чулымцы, саянцы. К ним же причисляются, хотя и несправедливо, выродившиеся теленгуты, или телеуты, по корню калмыки, по цвету похожи на татар. Вся четверичная населенность с подразделениями, как и Восточная Сибирь с Камчаткою, была не иное что, как намыв обломков, выброшенных из Средней Азии, когда она пенилась переворотами племен, а пенилась многократно, во вре* Письма из Сибири 1828 печат. В них доказана небывальщина Ермаковой перекопи и ничтожность сибирской летописи 1821 г., изд. Г. И. Спаским. Энц. Словарь в VIII то ме еще продолжает уверять, что Иртыш будто бы ушел из Вагайской Луки в Миллерову перекопь. 3 ** Акты Археограф, экспедиции, том I.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2