Сибирские огни № 007 - 1990
учреждения, ускорявшие или замедлявшие проявление сил жизни, а более всего представить жизнь частную и общественную, он мыслит, что это зов его, слышимый из-под развалин 250 лет. Откликаясь на зов сей и принимая к сердцу как усмешку, так и скорбь родины, я недоумеваю только в одном: история страны не веселой, зимуя среди пестрых нравов и обычаев, без мечтаний славы, без проявления гения, без побед, без политики, история, не видавшая у себя Великих мира, кроме великих изгнанников его, наследовавшая вместо Эллорских храмов одни курганы или не прочитанные на уте сах писанцы, и покоясь с одною книгою законов, под таинственным знаменем креста, безмолвно на вышине возносящегося, безмолвно, быть может, водруженного и в глубине сердец, оправдает ли скромное полуимя Исторического обозрения? Но, если были в стране свои от дельные обстоятельства, свои занятия при особых взглядах прави тельства, свои последствия, если заметны переходы в усовершенст вовании быта частного и общественного, вероятно, читатель усмот рит предметы, не недостойные его размышлений, особенно когда представится ему самому возможность судить, чему и с которой по ры Сибирь одолжена была возрастанием, не так скорым: характеру ли ея правителей или невольному шествию вещей; учреждениям ли, собственно для нее изрекавшимся, или влиянию общих государст венных узаконений? Чтение, по рассматриваемым переливам в бытиях страны, де лится на неутомительные роздыхи, или периоды. ИСТОРИЧЕСКОГО ОБОЗРЕНИЯ СИБИРИ КНИГА ПЕРВАЯ с 1585 по 1742 год ПЕРИОД I с 1585 до 1662 года = 76 ОТДЕЛЕНИЕ ПЕРВОЕ до 1631 г. Г л а в а I ОБСТОЯТЕЛЬСТВА СИБИРИ 1 Возобладание Сибирью. 2. Племена туземные. 3. Верования и черты из жизни. 4. Покорители. 5. План завладения по линиям. 6. Оправдание первоначального плана. 7. Внешние враги. 8. Сибирь в смутное время. 1. Наследство, какое нам досталось от Ермака, есть мраморная пирамида да память благочестивого очувствования и воздержания, двух нравственных пауз, в которые, при наступивших предприятиях сомнительной развязки, не раз он одумывался и жил с дружинами по-христиански. Да! благоговейность и чистота суть преимущества вождей, свыше благословляемых, начиная с Навина вдохновенного до Суворова непостигнутого, вечные символы душевной доблести, какой иначе нельзя бы ни понять, ни изъяснить, при взглядах на удиви тельные дела Ермака Тимофеевича,. Эти два иероглифа духа его, как две царские кольчуги, можно бы символически вытесать в качестве барельефов на гранитном подножии тобольской пирамиды.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2