Сибирские огни № 007 - 1990

учреждения, ускорявшие или замедлявшие проявление сил жизни, а более всего представить жизнь частную и общественную, он мыслит, что это зов его, слышимый из-под развалин 250 лет. Откликаясь на зов сей и принимая к сердцу как усмешку, так и скорбь родины, я недоумеваю только в одном: история страны не­ веселой, зимуя среди пестрых нравов и обычаев, без мечтаний славы, без проявления гения, без побед, без политики, история, не видавшая у себя Великих мира, кроме великих изгнанников его, наследовавшая вместо Эллорских храмов одни курганы или не прочитанные на уте­ сах писанцы, и покоясь с одною книгою законов, под таинственным знаменем креста, безмолвно на вышине возносящегося, безмолвно, быть может, водруженного и в глубине сердец, оправдает ли скромное полуимя Исторического обозрения? Но, если были в стране свои от­ дельные обстоятельства, свои занятия при особых взглядах прави­ тельства, свои последствия, если заметны переходы в усовершенст­ вовании быта частного и общественного, вероятно, читатель усмот­ рит предметы, не недостойные его размышлений, особенно когда представится ему самому возможность судить, чему и с которой по­ ры Сибирь одолжена была возрастанием, не так скорым: характеру ли ея правителей или невольному шествию вещей; учреждениям ли, собственно для нее изрекавшимся, или влиянию общих государст­ венных узаконений? Чтение, по рассматриваемым переливам в бытиях страны, де­ лится на неутомительные роздыхи, или периоды. ИСТОРИЧЕСКОГО ОБОЗРЕНИЯ СИБИРИ КНИГА ПЕРВАЯ с 1585 по 1742 год ПЕРИОД I с 1585 до 1662 года = 76 ОТДЕЛЕНИЕ ПЕРВОЕ до 1631 г. Г л а в а I ОБСТОЯТЕЛЬСТВА СИБИРИ 1 Возобладание Сибирью. 2. Племена туземные. 3. Верования и черты из жизни. 4. Покорители. 5. План завладения по линиям. 6. Оправдание первоначального плана. 7. Внешние враги. 8. Сибирь в смутное время. 1. Наследство, какое нам досталось от Ермака, есть мраморная пирамида да память благочестивого очувствования и воздержания, двух нравственных пауз, в которые, при наступивших предприятиях сомнительной развязки, не раз он одумывался и жил с дружинами по-христиански. Да! благоговейность и чистота суть преимущества вождей, свыше благословляемых, начиная с Навина вдохновенного до Суворова непостигнутого, вечные символы душевной доблести, какой иначе нельзя бы ни понять, ни изъяснить, при взглядах на удиви­ тельные дела Ермака Тимофеевича,. Эти два иероглифа духа его, как две царские кольчуги, можно бы символически вытесать в качестве барельефов на гранитном подножии тобольской пирамиды.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2