Сибирские огни № 007 - 1990
ианнягах, где на южном берегу одного из озер виден курган из по левого шпата, с древним укреплением и рвом, обведенным около кургана наподобие венка, а на северо-восточно-северном скате мы са, при протоке между обоих Наннягов, еще не осыпался ров, на 130 сажен выказывающийся. К предположению юрта Едигерова на этом месте склоняет грамота царя Иоанна от 30 мая 1574 г., в ко торой нашествие Маметкула представляется, хотя и не буквально, с верховьев Тобола. в) Что пределы сего юрта на западе Урала могли простираться от истоков Уфы до Утки, близ которой, в значении границы, течет другая речка Сибирка, впадающая в Чусовую, в широте 57°9'; что юрт Едигеров, населявшийся черемисами, вогулами, башкирами, а к стороне Тюмени татарами и бухарцами, и к Миасу ногаями, не по тому ли лежал на сердце ногайских князей, Измаила и Тинехма- на, так искренно заступавшихся у московского государя за сиби- ренинов. г) Что нет исторической достоверности относить юрт Едигера на Иртыш, как потому, что первые дани с него пересылались север ными, т. е. ближайшими путями, что Тобол и Иртыш, если бы све- дцмы были правительству Иоанна, чрез описания московских бы вальцев или посланцев, не были бы пожалованы вместе с Обью до му Строганова в 1574 г., т. е. в то же лето, когда приезжал от Ку- чума посланец с первою грамотою, так и потому, что владетельные юрты Сибири не всегда бывали в одном месте, например хан Он- сон кочевал на устье Ишима, Тайбуга с детьми на Туре в Тюмени, внук его на Иртыше, где после был Искер Кучумов. д) Что, судя по согласию Иоаннову брать дань с Кучума по ста рине, или иначе по тысяче соболей и по стольку же белок, при водится отвергнуть преувеличенное показание никоновского летопис ца насчет дани Едигеровой, показание, беспрекословно допущенное в 6-м томе И. Р. Н.1 По соболю и белке с головы 30 700 улусников Едигеровых. е) Что, если раз усомниться в Абулгазиевом выводе родосло вия Кучума из шейбанцев, нечем уже увериться в пресловутом про исхождении его, потому что ни сам Кучум, называющий себя воль ным человеком, ни ногайский князь не говорят о важности его ро да, да и по изгнании с Искера не оказалось у него никаких связей с Бухарией, равномерно и в счастливое время связи его ограничива лись сватовствами с ногаями, для умягчения мести их за низложе ние Едигера. и) Что если Кучум с племянником Маметкулом, при разных своих перекочевках, разорил владения Едигера и в другой раз ус пел уходить его с братом Бекбулатом, чему надлежало случиться около 1556 и 1572 годов, все нельзя определить времени прихода мнимых шейбанцев на Искер, едва ли кем занятой, потому что появ ление их на Искере не есть следствие похода воинственного, а пос тепенная перекочевка с места на место, где и удавалось подбирать толпу охотников для преднамереваемого нападения. Поэтому выво димое летосчисление ханства Кучумова на Искере не может быть достоверным. Искер по производству с яз[ыка] татарского значит старое городище, чем он и был до занятия Кучумова. к) Что приближение Маметкула (Махмет-Кула) к чусовским городкам, конечно, случилось в то же время, когда ему удалось разграбить или разрушить владение Едигера, а не в особливом по ходе с Искера, как с точки отдаленной. Впрочем, странно то, что по нашим летописям Маметкул подходит к Строгановским городкам не с дружиною чжагайцев, татар, ногаев или башкир, а с сволочью за- камских черемис, мордвы и т. п. Тот ли это Махмет-Кул, который 1 Имеется в виду «История российского народа» Н. А. Полевого (Публ.). 114
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2