Сибирские огни № 007 - 1990
О Едигере. Царь Иоанн 13. сентября 1563 г. объявил ногайским посланцам (часть X), что сибирского князя Едигера посланца Чибиченя повелел отпустить. Там же в грамоте к ногайскому князю от 22 сентября царь писал: «Твоей дочери, жене сибирского князя, и сына ея не отпустил к тебе для того, что зять твой, сидя в Си бири на нашем юрте, не дает дани, за что я хочу ему мстить и доступать тот юрт, дабы после наделить им твоего внука. На сей раз я не отпустил к тебе сибиренина Тагикина, потому что он пришел ко мне из Сибири в посольстве от царевича Ахмет-Кирея, а си биренина Чибиченя велел отпустить». В грамоте царя Феодора 1 к Кучуму от 1597 г. выводится родословие владетелей сибирских, как будто бы последовательно правивших Сибирским юртом, т. е. после Ибака князя Тайбучина рода, после них Махмет К-.., после него князь Кизый, после князь Едигер, и все они давали (будто бы) дани отцу и деду Феодора. О Кучуме. В 1564 г. ногайский князь, преемник Измаила (часть XI), писал к царю, что между ими и сибирским царем ходят люди ветовые, и ты бы Маминшиха и Тагики на батыря, приехавших к тебе из Сибири, отпустил: они люди мои из Тюркмен-улуса, а сибирский посланец Тагикин в Сибири был мне другом. В июне 1565 царь, посылая к ногайскому князю посланца, велел говорить, что сибирский царевич Муртаза (вероятно, Маметкул) наделал множество обид моим данникам, и поэтому Маминшиха и Тагикина отпустить непригоже. В 1577 г. к Лачинову, к ногаям посланному, приезжал от имени сибирского царя посланец Тайляк, и говорил, что Кучум хочет быть в дружбе с царем московским. Этот Тайляк прислан к Ик-Мирзе за лошадьми и овцами, следовавшими от Мирзы в калым за дочь Кучумову. Другой посланец, Мальцов, доносил царю, что сибирский царевич Алекочума (алей Кучумов) женился на дочери ногайского князя, который вскоре писал к царю, что, выдав дочь за сына Кучумова, сроднился с царем сибирским. В марте 1578, а не 1575, как написано в книге, царь, изъявляя удовольствие насчет нового родства, извещает, что прошлым летом был в Москве от Кучума посланец с обещанием давать дань, какая издавна лежала на сибирской земле, и что царь хочет брать ее по старине, за чем и отправлен с Кучумовым посланцем Добыча Лачинов. Отсюда следует, что пер вая грамота от Кучума, вольного человека (Усбекц), привезена была в Москву в 1577, несмотря на то, что она во 2-й ч[асти] государственных грамот напечатана под 1570 го дом. Этот татарский барон выказывает в своем послании и самохвальную решимость к войне, и податливость к миру. В той же части государственных грамот выставлена под 1571 г. присылка посланца Таймоса и гонца Аисы, которые от лица Кучума привезли тысячу соболей; и договорились ежегодно за сибирскую землю давать дани по 1000 со болей и для посланца по 1000 белок; и сему договору, утвержденному в Москве, надле жало свершиться в Сибири, при свидетельстве посланца Третьяка Чабукова, который и отправился с приезжими двумя татарами. Тут, в сообразность с прежнею пересылкою, надобно вместо 1571 подразумевать 1578 год. Нельзя упрекать меня в самоуправстве хронологическом, потому что в самой выписке из титулярника заметна путаница во времени и в написании года: то 1699, то 1572 г. В грамоте к тарским воеводам 1597 г. Кучум, изгнанный и скитающийся по Вагай- ской степи, просит их, чтобы из захваченной посылки, которая была везена к нему, от дать один тюк с лекарствами от глазной болезни. Грамота скитальца оглавляется: «Бог богат». Царь Феодор в грамоте 1597 г. укоряет Кучума в прежнем убийстве посланца Третьяка Чабукова, присланного за данью (за свершением договора) и в многократных нашествиях на пермскую землю (которые, впрочем, надобно относить не к Кучуму, а к вторжениям вогуло-остятских партий). Царь христианский, забывая все неправды хана- убийцы, приглашает сего степного скитальца приехать в Москву и воспользоваться ве ликими милостями, по примеру сына и племянника. Едва ли эта грамота дошла до Ку чума, который в том году исчез с глаз Сибири. Вот все положительно известное об Едигере и Кучуме. Из сокращенного чтения тех листов открывается: а) Что Сибирь не есть слово местное, от вогулов или зырян за нятое, но общее уральским племенам, слово, затверженное много численною ногайскою ордою, господствовавшею на Яике и распро странившеюся до Дона. б) Что пространство земли, называвшееся Сибирью Едигера, не далеко лежало от главного ногайского юрта; и едва ли юрт сибир ский не стоял между Псетыо и Миасом, при озерах Иртяше и двух
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2