Сибирские огни № 007 - 1990
Не знаю, какие слова начертаны на памятнике, установленном на моги ле Словцова в Тобольске, исполнено ли завещание сибиряка-патриота. Заглядывая далеко вперед, предвидя ускорение темпов в освоении Сибири, Словцов все-таки верил и надеялся, что его земляки-сибиряки достойно встретят время машинизации. Еще в 1830 году он писал на страницах журнала «Мос ковский телеграф» о сибиряках: «Наши зауральцы не сделаются вице-машинами и не будут терпеть от машин, как в Англии». Как далеко он глядел, как опа сался прихода бездушного человека-машины, вице-машины. Он очень взвешен но относился к понятию кротости, имел для нее определенные пределы, резко отделяющие ее от покорности. Слово «кротость» ныне не в чести. Но в прин ципе оно во многом несет в себе тот смысл, который мы вкладываем в понятия терпимости, нравственности — их дефицит в обществе время от времени обна руживается вовсе не случайно, поскольку именно эти человеческие качества, очень нелегко вырабатываемые и закрепляемые в человеке, нередко эксплуати руются особенно варварски, беспощадно, хищнически. Так может ли этот дефи цит не возникать? Не здесь ли истоки многих других дефицитов? На необходимость терпимости, на недопустимость ее эксплуатации Словцов не раз говорил и на страницах «Исторического обозрения Сибири», потому что процесс нахождения общего языка с автохтонным населением Сибири был всег да непрост, требовал особой деликатности. По этому поводу историк пишет уже в первой главе «Обозрения»: «Отдадим справедливость правителям сибирским, которые, не поддаваясь ни слухам времени, ни внутренним или внешним поку шениям, единодушно пребывали верными долгу, скипетру и отечеству, не тер пели крамольных толков, не выводили также покоренных иноплеменников из терпения, хотя и не все были чисты на руку». Говоря о непростых проблемах межнациональных общений в Сибири, П. А. Словцов высказывает далеко не бесспорные взгляды. Его размышления о судьбах коренных народов и народностей Сибири, их взаимоотношениях с рос сиянами, сформировались под воздействием своего времени, в совершенно конкретных условиях. В наши дни стало очевидным, что славянское население Сибири свободно перенимало полезные качества, навыки у коренных сибирских народов и народностей, а автохтонное население, в свою очередь, во многом обогащалось при общении с русскими, украинцами, белорусами и т. д. Так посте пенно, на протяжении веков, формировался своеобразный характер сибиряка, само это понятие. На страницах своего исторического труда Словцов говорит о «характере сибиряков», «забавах народных» и т. д. На остров Валаам П. А. Словцов был отправлен благодаря стараниям сиби ряков, но и его освобождение из заточения тоже произошло не без их участия — о помиловании стал хлопотать тобольский епископ Варлаам перед митрополи том Гавриилом, и хлопоты его оказались небезутешными. Свою роль сыграло и то, что на Валааме Словцов перевел с латинского книгу, заинтересовавшую вы соких особ. Вскорости он был освобожден из заточения и даже получил воз можность преподавать красноречие в Александро-Невской семинарии, где в должности префекта в то время находился его друг М. М. Сперанский. Через не которое время, однако, Словцов перешел в гражданскую службу. Но чем бы он ни занимался, было очевидным, что П. А. Словцов человек не только даровитый, но и усердно относящийся к своему делу. Эти качества были замечены и во время его службы в департаменте министерства коммерции. Все у него склады валось хорошо. Но судьба опять провела перед Петром Андреевичем черную чер ту _ его обвинили во взяточничестве, снова арестовали. И хотя беспристрастное расследование показало, что обвинения ничем не подтверждаются, Словцову пришлось в августе 1808 года вернуться в Тобольск без всякой надежды на воз вращение в Европейскую Россию. После приезда из Петербурга в Сибирь П. А. Словцов свои силы, богатые знания использовал на ниве народного об разования, некоторое время был директором училищ Иркутской губернии — в этот период он посетил самые отдаленные уголки Восточной Сибири, у него поя вилось немало учеников и друзей, которые в дальнейшем оказывали ему по мощь при подборе материалов для «Исторического обозрения...». Во время работы в Иркутске Словцов обратил внимание на молодого писателя-сибиряка И. Т. Ка
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2