Сибирские огни № 007 - 1990

щей отсталости Сибири в ней было немало людей образованных, прогрессивно мыслящих, деятельных, пытливых. Нет необходимости спорить с теми, кто ут­ верждал, что история Сибири началась только после 1917 года (остальное, мол, предыстория) — она была еще и до Ермака, хотя Словцов свое «Обозрение» начинает со времени после похода Ермака. Нельзя забывать и о том, что с самого начала россияне за Уралом стреми­ лись непросто обжить огромную страну под названием Сибирь, но прилагали последовательно огромные усилия к ее изучению, осмыслению, пониманию, чтобы она по праву стала неотъемлемой частью России, но все-таки с весь­ ма своеобразными особенностями в культуре, традициях, дыхании жизни. В постижение этих особенностей и своеобразия большой вклад внес П. А. Словцов своей замечательной книгой «Историческое обозрение Сибири». Однако имя П. А. Словцова сегодня широкому читателю практически не­ известно, а его литературное наследие — недоступно. Драматично сложилась его жизнь, судьба его литературных произведений. И после второго издания «Исторического обозрения Сибири» в 1886 году (в дальнейшем книга не пе­ реиздавалась) труд Словцова оказался известным далеко не всем. Приведу следующий пример. В 1890 году, через четыре года после переиздания «Исто­ рического обозрения...», на остров Сахалин совершил поездку Антон Павлович Чехов. К поездке через Сибирь он готовился тщательно, выписал много лите­ ратуры об этом крае: в частности, он знакомился с «Сибирской историей» И. Фишера, с книгами о Сибири Г. Н. Потанина, Н. М. Ядринцева, С. В. Мак­ симова. Но среди книг о Сибири у Чехова «Историческое обозрение Сибири» Словцова не фигурирует. А ведь Антон Павлович изучал литературу весьма обстоятельно и основательно. Возможно, книга имелась в личной библиотеке Чехова? По крайней мере, ни в своих произведениях, ни в письмах имя Слов­ цова Чехов никогда не называл. Так кто же он — Петр Андреевич Словцов? Родился будущий поэт и историк 16 января (ст. ст.) 1767 года в семье завод­ ского священника на Урале. От отца он получил первые навыки грамоты, а в 12-летнем возрасте был определен на учебу за казенный счет в Тобольскую ду­ ховную семинарию. Во время учебы в Тобольске (в то время крупнейшем культурном центре Сибири) Словцов показал незаурядные способности, и в 1788 году для продолжения образования его направили в Санкт-Петербург, скую высшую Александро-Невскую семинарию, которая в дальнейшем была преобразована в духовную академию. В Санкт Петербурге Словцов с упоением знакомится, помимо изучения обязательных дисциплин, с древней и современ­ ной западной философией, в частности с философией Руссо. В Александро-Нев- ской семинарии его соучеником оказывается Михаил Михайлович Сперанский — в дальнейшем известный государственный деятель либерального направле­ ния, занимавший в 1819 — 1821 годах пост Сибирского генерал-губернатора. Словцов в семинарии сдружился со Сперанским, и дружба эта продолжалась всю жизнь. В дальнейшем они постоянно переписывались, Сперанский, как мог, старался принимать участие в судьбе своего не только талантливого, но и од­ новременно кроткого, смелого и вольнодумного (если не дерзкого!), влюбленно­ го в Сибирь друга. После окончания Александро.Невской высшей семинарии в 1792 году Словцов получил направление в Тобольскую семинарию, преподавал в ней фи­ лософию и красноречие, выступал также с проповедями в соборе. Открытость Словцова, блестящее владение живым словом снискали ему любовь среди уче­ ников и товарищей, его проповеди пользовались неизменным успехом, его горя­ чо поддерживали издатели недавно выходившего в Тобольске первого сибирско­ го журнала «Иртыш, превращающийся в Ипокрену». Правда, позднее на стра­ ницах «Исторического обозрения Сибири» Словцов об этом журнале отзовется без всякого одобрения, подойдет к нему излишне строго. Одна из проповедей Словцова, произнесенная в соборе в 1793 году, была воспринята духовным начальством как чрезмерно вольная, опасная для госу­ дарственных устоев. Бывший на проповеди губернатор А. В. Алябьев, возмож­ но даже со своим сыном, будущим знаменитым композитором А. А. Алябьевым, после проповеди Словцова не просто задумался, а попросил, чтобы ему принес­ ли текст, с которым выступал проповедник. Алябьев немедленно написал пись

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2