Сибирские огни № 007 - 1990
щей отсталости Сибири в ней было немало людей образованных, прогрессивно мыслящих, деятельных, пытливых. Нет необходимости спорить с теми, кто ут верждал, что история Сибири началась только после 1917 года (остальное, мол, предыстория) — она была еще и до Ермака, хотя Словцов свое «Обозрение» начинает со времени после похода Ермака. Нельзя забывать и о том, что с самого начала россияне за Уралом стреми лись непросто обжить огромную страну под названием Сибирь, но прилагали последовательно огромные усилия к ее изучению, осмыслению, пониманию, чтобы она по праву стала неотъемлемой частью России, но все-таки с весь ма своеобразными особенностями в культуре, традициях, дыхании жизни. В постижение этих особенностей и своеобразия большой вклад внес П. А. Словцов своей замечательной книгой «Историческое обозрение Сибири». Однако имя П. А. Словцова сегодня широкому читателю практически не известно, а его литературное наследие — недоступно. Драматично сложилась его жизнь, судьба его литературных произведений. И после второго издания «Исторического обозрения Сибири» в 1886 году (в дальнейшем книга не пе реиздавалась) труд Словцова оказался известным далеко не всем. Приведу следующий пример. В 1890 году, через четыре года после переиздания «Исто рического обозрения...», на остров Сахалин совершил поездку Антон Павлович Чехов. К поездке через Сибирь он готовился тщательно, выписал много лите ратуры об этом крае: в частности, он знакомился с «Сибирской историей» И. Фишера, с книгами о Сибири Г. Н. Потанина, Н. М. Ядринцева, С. В. Мак симова. Но среди книг о Сибири у Чехова «Историческое обозрение Сибири» Словцова не фигурирует. А ведь Антон Павлович изучал литературу весьма обстоятельно и основательно. Возможно, книга имелась в личной библиотеке Чехова? По крайней мере, ни в своих произведениях, ни в письмах имя Слов цова Чехов никогда не называл. Так кто же он — Петр Андреевич Словцов? Родился будущий поэт и историк 16 января (ст. ст.) 1767 года в семье завод ского священника на Урале. От отца он получил первые навыки грамоты, а в 12-летнем возрасте был определен на учебу за казенный счет в Тобольскую ду ховную семинарию. Во время учебы в Тобольске (в то время крупнейшем культурном центре Сибири) Словцов показал незаурядные способности, и в 1788 году для продолжения образования его направили в Санкт-Петербург, скую высшую Александро-Невскую семинарию, которая в дальнейшем была преобразована в духовную академию. В Санкт Петербурге Словцов с упоением знакомится, помимо изучения обязательных дисциплин, с древней и современ ной западной философией, в частности с философией Руссо. В Александро-Нев- ской семинарии его соучеником оказывается Михаил Михайлович Сперанский — в дальнейшем известный государственный деятель либерального направле ния, занимавший в 1819 — 1821 годах пост Сибирского генерал-губернатора. Словцов в семинарии сдружился со Сперанским, и дружба эта продолжалась всю жизнь. В дальнейшем они постоянно переписывались, Сперанский, как мог, старался принимать участие в судьбе своего не только талантливого, но и од новременно кроткого, смелого и вольнодумного (если не дерзкого!), влюбленно го в Сибирь друга. После окончания Александро.Невской высшей семинарии в 1792 году Словцов получил направление в Тобольскую семинарию, преподавал в ней фи лософию и красноречие, выступал также с проповедями в соборе. Открытость Словцова, блестящее владение живым словом снискали ему любовь среди уче ников и товарищей, его проповеди пользовались неизменным успехом, его горя чо поддерживали издатели недавно выходившего в Тобольске первого сибирско го журнала «Иртыш, превращающийся в Ипокрену». Правда, позднее на стра ницах «Исторического обозрения Сибири» Словцов об этом журнале отзовется без всякого одобрения, подойдет к нему излишне строго. Одна из проповедей Словцова, произнесенная в соборе в 1793 году, была воспринята духовным начальством как чрезмерно вольная, опасная для госу дарственных устоев. Бывший на проповеди губернатор А. В. Алябьев, возмож но даже со своим сыном, будущим знаменитым композитором А. А. Алябьевым, после проповеди Словцова не просто задумался, а попросил, чтобы ему принес ли текст, с которым выступал проповедник. Алябьев немедленно написал пись
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2