Сибирские Огни № 006 - 1990
снизилась на 52 процента. Забастовочные комитеты показали свою силу и спо собность управлять событиями. До забастовки произведение Анатолия Яброва звучало бы как роман-предо стережение. Сейчас оно воспринимается как роман-расследование, художествен ное осмысление причин, толкнувших шахтеров на крайнюю меру протеста. Писатель сосредоточивает свое внимание на одной из самых страшных социаль ных бед —пьянстве и алкоголизме. По силе воздействия на разум и чувства чи тателей этот роман превосходит тысячи антиалкогольных брошюр, которые в изобилии издавались всегда, но приносили мало пользы. Поставив роман в один ряд с известными уже произведениями советской литературы на эту тему, такими, как «Серая мышь» Виля Липатова, «Живая вода» Владимира Крупина и другими, сразу определим, что его отличает, в чем Ябров делает шаг вперед по сравнению со своими предшественниками. Если раньше пьяница изображался человеком, выпавшим из общественного ряда, своего рода изгоем, то в этом романе пьянство, словно паутиной, оплело саму производственную жизнь, стало условием выполнения плана. Откровение, страшное по своей сути. Отсюда безысходность, которую ощу щают наиболее честные и чистые натуры. Отсюда деградация руководящей про слойки, которая сделала бутылку и мерой поощрения, и способом решения конф ликтов, практически — нормой производственных отношений. И боль нарастает по мере того, как коверкаются человеческие судьбы, соприкоснувшись с «зеле ным змием», которого в романе именуют «Костомахой». Ироничный, порой саркастический тон, который выдерживается до конца по вествования, использование нелепых пьяных анекдотов не делают роман легким чтивом, ибо речь идет о вещах серьезных, об экологии человеческой души. Ябров великолепно знает шахту, жизнь рабочего поселка. Все детали, свя занные с добычей угля, его сортировкой и отправкой, достоверны и точны, но не в этом писатель видит свою задачу. Нравственное состояние человека — вот предмет его исследования. Мы прослеживаем моральное падение и гибель доб рого десятка персонажей, среди которых наиболее трагична фигура хирурга До миника Борисовича, кандидата наук, который подводит под пьянство научное обоснование, стыдясь и мучаясь, не может освободиться от пагубной привычки и, в конце концов, опускается до врачебного преступления. Следует помнить, что Кузбасс —край лагерный. До сих пор он остается ме стом лишения свободы. Со всей страны сюда собирают далеко не лучшую часть рода человеческого. Многие из отбывших наказание оседают поблизости. Лагер ная атмосфера вышла за колючую проволоку и мрачной тенью легла на челове ческие отношения в работе, на проведение в семье и быту. Она породила в людях шкурничество и жадность, стукачество и доносительство, групповщину и кор рупцию, цинизм. Отсюда жестокость по отношению друг к другу, отсутствие милосердия. Да же в разговорный язык проник тюремный жаргон. В нравах пьяной Додоновки, которую описывает Анатолий Ябров, все это ощущается. И главный герой рома на Лукьян Тузов вырос в этой разухабистой и безответственной среде. По нату ре он человек хороший. Любовь к Карине на время вырвала его из уготованной колеи, он потянулся к свету, мечтал создать семейный очаг, строил дом, соби рался поступить в техникум. Он выполнял главное условие, поставленное ему молодой женой,—воздерживался от спиртного. И ему это непривычное трезвое состояние нравилось. Но вот ссора с родственниками, драка с зятем Александром Демьяновичем Пунделем, которому он одним ударом выбил зубы, и жизнь перевернулась. В си лу вступает волчий закон. Пундель придумал поистине страшную месть, на ко торую способен только коренной «додоновец»: «Рано улыбаться начал, Лукьян Арсентьевич, —сказал он тихо, чтобы не слышали посторонние.—Я из тебя не только зубы, душу вытряхну. И кулаки не спасут. Попомни мое слово». Вот так, не более, не менее —«душу вытряхну». И угрозу приводит в испол нение умно, тонко, коварно. Он подсказывает директору шахты, чтобы Лукьяна из проходчиков перевели в начальники погрузки, на должность, где без бутылки ни сортность угля не обеспечишь, ни запчастей не достанешь, ни людей не при влечешь, Гибель Лукьяна началась последовательно и неотвратимо. И всю вто
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2