Сибирские Огни № 006 - 1990

ковский, он умер вскоре в тюрьме. Другие, выжившие в блокаду, сидели по уг­ лам и молчали. В Ленинграде свирепствовали темные силы, такие, как Ваков­ ская, были очень нужны. И она процветала». Бывают у меня минуты, каюсь, когда я сожалею, что все-таки не подождал, когда Татьяна Викторовна будет возвращаться с лекций. Знаю, многие осудят меня, но ведь, может, до сих пор жили бы ее жертвы, мыслили, чувствовали, радовались бы жизни. Господь бог сам приостановил эту жизнь, огорчившись, наверное, что вдох­ нул ее в столь совершенную оболочку. Мудрые советовали: о мертвых либо ничего, либо одно хорошее. Можно бы «ничего», но как же мы будем строить будущее, если не очистим, не осве­ тим беспощадным светом правды наше прошлое и настоящее? 5. КАК ЖИТЬ ДАЛЬШЕ! ЧТО ДЕЛАТЬ! «Как жить дальше? Как жить сейчас?» Этот вопрос мучает всю жизнь тех людей, которые склонны к размышлениям и жизнь которых складывается не­ просто. Нет другой страны на Земле, судьба которой была бы так трагична и зага­ дочна. Уж очень много горя и страданий пало на нее. И если бы не терпение и не смирение, проповедуемые православной церковью и внушенные людям свыше, —не выстоять бы ей». Меня удивляло при чтении писем, пришедших со всех концов страны, одно их поразительное свойство: авторы, очень разные, никем не направляемые, строго следовали теме, что, надо сказать, свидетельствует о культуре чтения и понимания печатного слова. И вдруг появляется новый нюанс в заочном нашем диалоге, возникнув, казалось, неожиданно, парадоксально даже, однако, если вдумаешься, новый нюанс опять же оказывается в русле затронутой темы. Так в потоке писем на тему «Кто виноват?» возникла вечная очень русская тема Бога. Для меня началась она с письма Ольги Владимировны Кузьминой из города Ульяновска, несколько строк из которого читатель прочел выше. «Вот почему терпение и смирение —до поры! —пишет Ольга Владимиров­ на, — так присущи русскому человеку. Но, пожалуй, никогда еще не было так тяжело русским людям, как в последние 70 лет, когда лучшие из них физиче­ ски и нравственно уничтожались многими миллионами на своей родной земле и своими правителями. И еще задумаешься, как могло случиться, что убивали и предавали друг друга люди, связанные кровным родством, вопреки всем за­ конам природы. Сложилось такое мнение у меня лично, что основная масса людей вдруг стала лишена разума. Иначе как же можно объяснить тот факт, когда сын предает или даже убивает отца, брат — брата, когда дети отказыва­ ются от родителей и т. п. Разве психически здоровый человек способен на та­ кое? Примерно то же самое происходило при т. н. раскулачивании, когда за­ висть к способному соседу заставляла аплодировать и радостно гигикать, когда последнего выводили или вывозили под конвоем собак на смерть. И только небольшая группа людей сумела сохранить свою совесть или погибнуть, не выдержав этого кошмара. Но все-таки такие люди остались на родине, часть же скрылась за границей (от смерти). Что помогло им в этом? Я тоже думаю, что у этих людей было особое предназначение Судьбы. Вы же знаете, что, несмотря ни на что, Россия остается непобедимой, не под Богом ли она находится? Ведь как можно было выиграть войну (2-ю мировую), если против вооруженной до зубов Германии мы шли с бутылками горючей смеси и одним выстрелом из оружия в день на человека? Кругом предательст­ во, геноцид... Не тот ли это случай, когда Всевышний разум через страдание решил со­ здать величайшее совершенство. Но величайшее совершенство м. быть со­ здано только через великое страдание (так думал и Э. Циолковский). Извечная в мире борьба добра и зла. Проще говоря, идет борьба Бога с Сатаной, и поле их битвы — Россия. Перевес'то на одной стороне, то на другой. Силы же равны. Но думаю, чтобы осилит»! Сатану, бог создал Человека, дав

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2