Сибирские Огни № 006 - 1990
бы не было), их борьбе. Игнашка Плюхин (даже имя уничижительное) — ло дырь. «Был мой отец, засевавший до двухсот десятин (земли в Сибири —оке ан, ворочай, пока пуп не развяжется)». Для того, чтобы ворочать двести деся тин, одного и даже всей семьи — мало. Надо иметь лошадей, семена, ин вентарь. Но и этого мало. Двести десятин, предположим, засеяно зерном. По нормам в колхозе серпом за день полагалось убрать пять соток. Получается, для уборки надо больше 20 тысяч человекодней работы жней. Даже если бы ли лобогрейки или другие простые орудия, все равно без найма не обойтись. И что владелец 200 десятин платил столько, чтобы Игнашка Плюхин мог ку пить лошадь, не верится. Прежде чем продолжать цитирование писем дальше, хочу ответить товари щу Ю. А. Церене. У отца моего, Константина Митрофановича, было до трех пар упряжных лошадей, и не в один, а сразу в три плуга он выезжал пахать. И не только ло богрейка, но и сноповязалка немецкая была, а также молотилка конная, ко торой отец с братьями, с моими дядьями, обмолачивал урожаи Клочкова и всей округи. И была мечта заветная — купить трактор. Прочитав в газете, восхитился: «Хороша лошадка: ни тебе овса, ни сена. Налей карасину и пону- жай от зари до зари». Уже и деньжонки копились на «карасинную ло шадку», да не успел Константин Митрофанович... Но и трактора, прав т. Цереня, было бы мало, чтобы управиться с дву мястами десятин. Были, были у отца работники — «классический кулак». Иной год до трех-четырех человек жили в доме нашем, а однажды целая семья жила, погорельцы из России, — старики-родители, сын с молодухой. Эксплуатация? Верно, были на селе жадюги-мироеды, осуждаемые народ ной молвой, но жадность, бесстыдство — категории скорее нравственные, чем социальные. Что же касается эксплуатации, то в сибирской деревне была в те времена твердо оговоренная плата за годовой найм работника. Жил работник, как правило, в доме хозяина, питался с его стола, а в ра счет за первый год получал сруб (однокомнатная изба — стены, потолок, пол), плюс любую десятину урожая. За второй год шел конь-трехлеток, плюс опять же любая половина урожая, то есть восемьдесят-сто пудов зерна. За третий год — корова с телком и опять же любая десятина — одеться, обуться. Таким образом, за три года в работниках молодой мужик в сущности ста новился на ноги, делался хозяином при собственной избе, коне и корове. Так было в доколхозные нэповские времена у нас в Сибири при наших вольных сибирских землях и дорогих рабочих руках. Но грянул «год вели кого перелома» — рабочие руки стали в обезлюдевшей после раскулачивания сибирской деревне дефицитом, а плата? Мог ли —для сравнения —молодой колхозник за три года работы в общий колхозный котел стать на ноги, сде латься полноценным мужиком-хозяином? Поставить собственный дом, обза вестись скотиной, домашним скарбом? Едва ли. Все тридцатые годы он работал за «граммы», денег вообще не выдавали, а во время войны и до самой смерти Сталина —за «палочки»... Я многие годы после войны работал в сельхозотделе областной газеты, деревню послевоенную видел не со стороны. Халупы под земляной, из дерна крышей, одна худенькая коровенка, а то и коза... Б. И. Ленин в своих многочисленных выступлениях по крестьянской по литике призывал опираться на бедные и беднейшие слои сельского населения. В смысле политики это, конечно, правильно, только ведь мелкое однолошад ное хозяйство почти все, что производило, само же и потребляло. Товарный хлеб на продажу городу способно было производить лишь хозяйство крепкое —двух-трехлошадное, более или менее механизированное. В годы нэпа началось в деревне расслоение —бедные хозяйства разорялись, мужики уходили в город, делались рабочими —вполне нормальный процесс, который на Западе бескровно продолжается и по сю пору. Запад, послемаодзе- дуновский Китай, Индия, не испугавшие!, э^огр расслоения, накормили .свои на роды, даже вывозят хлеб на. миР.?#Ойй8ыЖЪ о Российский годы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2