Сибирские Огни № 006 - 1990
соперника на дуэль и убил бы его в честном поединке. Или сам был бы убит, но умирать Нагульнов не хотел: ты умри сегодня, а я завтра. ...Тимошкой Рваным был мой старший брат Захар Константинович. Ночью он спрыгнул в Обь с баржи, на которой везли его в Нарым, в ссылку. Доплыл до берега и пошел обратно. Домой. Тайгой прошел около тысячи километров и не умер с голоду лишь потому, что у лесорубов украл топор, а у рыбаков — сеть. На ночь ставил в реке сеть, утром варил рыбу и шел дальше. Возле мед ведя, которому снес топором череп, прожил неделю и, набив котомку вяленой и копченой медвежатиной, двинулся дальше. До городов добрался все-таки, ра ботал плотником, каменотесом, путейцем, шахтером... Прожил Захар долгую путаную жизнь, много раз женился, детей у него от разных женщин по всей Сибири. Очень тосковал по родным Клочкам, но да же взглянуть на родное село так и не решился. Вспоминалось снова и снова, как солдаты прикладами загоняли на баржу женщин с ребятишками, стариков, мужиков, согнанных на барнаульскую пристань со всего степного Алтая. Как скотину на убой гнали, говорил он. Умер Захар плохо, в белой алко гольной горячке —так до старости лет не нашел себя в чуждой городской жизни. Ни про какие обрезы Захар мне не рассказывал. «Мужик наш смирный,—говорил он.—Баран. Куда погнали, туда и пошел». Николай Федорович Лягуша, г. Одесса. Понимаю всю глубину трагедии Вашего детства и юности. Нечто подобное пережил и я. Правда, исходные причины наших мучений находятся, если мож но так сказать, по разную сторону баррикад. Я не писатель и не могу изложить свои мысли так красочно, как Вы. Заранее прошу извинить меня за прямоли нейность изложения, за неумение тонким намеком, одной емкой фразой выра зить свое отношение к тому или иному явлению. Вы сын кулака, эксплуатировавшего чужой труд. В статье прямо об этом не говорится, но Ваш отец без батраков физически не мог засевать двести гек таров (или как Вы пишете: «до двухсот десятин») пашни. В те времена тракто ров и комбайнов не было. Допускаю, что Ваши родители и ближайшие родственники не воевали против Советской власти в гражданскую войну, не уча ствовали в других антисоветских акциях, что репрессировали их напрасно. В любом случае дети не виноваты, и Вы страдали безвинно. Вместе с тем, рево люция — это смена общественно-политической формации, когда в смертельном противоборстве схватываются новое со старым, когда не только класс выступа ет против класса, но часто и брат идет на брата. Великая Октябрьская социа листическая революция была направлена против эксплуататоров всех мастей, следовательно, по логике революции Ваших родителей рано ли поздно должны были раскулачить. Отобрали ведь фабрики и заводы, дворцы и помещичьи усадьбы у их владельцев. Наша современная публицистика частенько игнори рует классовый подход к оценке исторических явлений, хотя марксистско-ле нинское учение немыслимо без такого подхода. А теперь разрешите рассказать немного о своей судьбе. Мой отец, рабочий машиностроительного завода г. Дружковка Донецкой области, был активистом рабочего движения, участвовал в революции 1905 года. После поражения рево люции он скрылся с женою и двумя малолетними сыновьями в деревне. Купи ли там мазанку и кое-как жили. Отец был мастеровой человек, но не мог выбиться из бедности, хотя трудился от зари до зари. Прошел первую мировую войну, после революции вернулся домой и вместе с другими фронтовиками установил советскую власть в волости. В 1919 году Деникин захватил Донбасс. Отец с друзьями организовал красный партизанский отряд, громил тылы беля ков. В июне 1919 года в наше село Грузская ворвался деникинский карательный отряд под командованием местного помещика Роговского По доносу кулака- односельчанина отца схватили и после пыток казнили. Как видите, бедняки были не только лентяи и бездельники. Ваш Игнашка Плюхин не оригинален. Возносимый ныне до небес А. Ц ^щщ в ,, например, в своем «Котловане» вывел бедняка еще похле ще Он у негр, #, цр^чрлоцек вовсе, а дрессированный медведь
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2